1. Статьи
Заметки пользователей
01.08.2019 08:30
PDF
4215
8

Пиратский стрим

С развитием технологий мобильного доступа и растущими возможностями ШПД-доступа, огромную популярность в мире набрали прямые трансляции или, как их еще называют, стримы. В мире миллионы людей ежедневно просматривают различные стримы, где транслируются сражения на киберарене, различные развлекательные шоу и даже мероприятия личного характера. Стримеры уже давно зарабатывают приличные деньги, одновременно принося доход и площадкам, которые позволяют им эти деньги зарабатывать. Среди наиболее популярных площадок в мире можно выделить Twich, YouTube, "ВКонтакте", Instagram, "Одноклассники", Facebook и GoodGame.ru.

Пиратский стрим
Данные портала Helloblogger

Последние из вышеперечисленных совсем недавно оказались в неприятной ситуации, связанной с нарушением закона, защищающего права владельцев контента. 

Около трех месяцев назад один из многочисленных пользователей купил трансляцию Континентальной Хоккейной Лиги и начал транслировать ее Одноклассники, Twitch и GoodGame. На GoodGame оперативно отреагировали на "пиратский" контент и закрыли трансляцию спустя девять минут после ее начала. К тому времени начать смотреть ее успели лишь 40 человек.

Пиратский стрим
Статистика с "Яндекс.Метрики"

Несмотря на оперативную блокировку, уже на следующий день в Мосгорсуд был подан иск с требованием прекратить трансляции и взыскать с сервиса 5 миллионов рублей за каждый факт нарушения (всего было две трансляции), то есть максимально возможную по закону сумму. Также, КХЛ потребовала от GoodGame возместить судебные издержки в размере 400 тысяч рублей и оплатить госпошлину в размере 58,2 тысяч рублей. В итоге, набежала вполне приличная сумма – более 10 миллионов рублей.

Администрация GoodGame об иске узнала лишь из официального письма от представителя КХЛ и решения суда о начале процесса.

Пиратский стрим

А также из письма от Роскомнадзора с требованием блокировки каналов, нарушающих авторские права.

Пиратский стрим

В GoodGame попробовали урегулировать ситуацию с директором КХЛ Маркетинг, но в ответ получили лишь формальную отписку. За разрешение конфликта в досудебном порядке в КХЛ потребовали 1 миллион рублей, но никаких гарантий, что ситуация не повториться, и не будет подан еще один аналогичный иск, дано не было. В результате,  пришлось готовиться к суду.

В суде истец делал акцент на том, что у GoodGame есть лицензия СМИ, а значит ответственность за весь контент несет именно администрация ресурса. При этом адвокаты GoodGame.ru неоднокртано подчеркивали, что у портала есть также разрешение на телематические услуги, а прямые трансляции относятся к пользовательскому контенту, а не редакционному. Поэтому, в этом конкретном случае,  портал не может нести ответственность за пользовательский контент.

В ходе суда GoodGame также пытались привлечь к процессу пользователя, разместившего спорный контент на портале. На нем было зарегистрировано два аккаунта, а в качестве его персональных данных у представителей портала имелась его электронная почта и номер телефона. Однако, ходатайство о привлечении его к процессу судом было отклонено.

В итоге суд решил взыскать с GoodGame лишь часть средств, которые требовал истец и покрыть все его судебные издержки.

Пиратский стрим

В GoodGame подали апелляцию на решение суда, поскольку не исключают повторения  подобных инцидентов в дальнейшем, которые могут быть спровоцированы вымогателями, зарабатывающими на подобных судебных тяжбах. Ведь чисто гипотетически, что стоит в следующий раз представителям все того же КХЛ запустить трансляцию с парочки "левых" аккаунтов и вновь обратиться в суд? И так может сделать любая другая организация. При повторных же нарушениях, GoodGame и вовсе угрожает блокировка.

Похожий иск был подан и в отношении Twitch, где работало три канала с трансляциями хоккейных матчей с 60 тысячами просмотров. Однако администрации площадки удалось урегулировать вопрос по мировому соглашению.

В GoodGame убеждены, что данный прецедент может повлечь за собой уйму аналогичных инцидентов, которые будут спровоцированы самими правообладателями с целью "заработать себе кусок хлеба, да еще и с маслом". Однако юрист компании "Ордерком" Андрей Медведев не согласен с выводами представителей GoodGame и считает, что стриминговый сервис сам себя подставил, не обеспечив должную идентификацию пользователей ресурса.

По словам Андрея Медведева, подобных дел в судебной практике множество. К примеру, YouTube нередко выступает ответчиком в суде при подобных разбирательствах, но, как показывает судебная практика, зачастую вина ложится на пользователей, разместивших спорный контент. Все потому, что YouTube смог обезопасить себя, введя возможность идентификации пользователей.

"Здесь налицо недоработка самого сервиса. Нужно подготовить хорошее Пользовательское соглашение, которое переложит бремя ответственности на пользователя. Также, нужно этих пользователей идентифицировать, чтобы даже в случае такого решения суда - взыскать с них убытки в порядке регресса (доказав, что именно пользователь несёт ответственность за контент в режиме реального времени).

С такими проблемами уже давно сталкивались известные стриминговые платформы: Twitch, YouTube. Можно подсмотреть пользовательские соглашения у них. Из нашего - аналогичная функция, насколько я понимаю, есть у ВКонтакте.

В решении суд указал: В судебном заседании ответчик утверждал, что трансляция телепередач телеканалов осуществлялась на сайте ответчика в нарушение действующего законодательства пользователем сайта, однако конкретного пользователя указать не смог. Суд напрямую указал в решении: "при таких обстоятельствах, в отсутствие достоверных сведений о конкретном пользователе, который допустил нарушение ... именно владелец сайта несёт ответственность ... "

Если говорить несколько иными словам, то GoodGame ничем не провинился, они не смогли доказать, что трансляция осуществлена кем-то другим.

Если бы они нашли такое лицо впоследствии, уже после суда, как мне кажется, они могли бы попытаться взыскать с этого лица ту сумму, которую они выплатили по суду (там порядка 300 тыс. руб.) если такое предусмотрено Пользовательским соглашением.

Это называется "требование в порядке регресса", по закону такое допустимо. Если по тем или иным причинам за нарушение другого лица платишь ты - то ты потом с такого лица можешь взыскать свои убытки.

Если приводить аналогию - это примерно как с материальной ответственностью организации за действия работника. Платит в любом случае работодатель, но с работника потом всё будет взыскано", – отмечает Андрей Медведев. 

Сейчас GoodGame начал запрашивать у пользователей номер телефона при регистрации, что по их мнению может помочь в идентификации пользователя. Однако маловероятно, что лица, собирающиеся заварить судебную тяжбу с целью заработка будут регистрироваться по номеру телефона, который можно будет идентифицировать. Ресурсу нужно спрашивать с новых пользователей больше информации для идентификации и заключать пользовательское соглашение, как это делается на других крупных сервисах. Лишь в этом случае можно будет обезопасить себя от бесконечных судебных тяжб, пусть даже и путем деанонимизации пользователей.

8 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews
Материал: Пару месяцев назад один из крупнейших стриминговых сервисов рунета GoodGame.ru оказался в непростой ситуации, когда один из пользователей решил транслировать на площадке хоккейные матчи. В КХЛ отреагировали оперативно и обратились в суд, требуя с портала неподъемные для него десять миллионов рублей. Полный текст
disappointed
disappointed
Учитывая молниеносную реакцию истца при 40 несчастных смотрящих (фактически нуль), ставлю под огромное сомнение, что трансляция была случайной.
lacost
lacost

Вот был бы еще сервис типа: удовлетворяет ли номер телефона идентификации пользователя Да/Нет (Т.е. есть ли у оператора подтвержденные персональные данные на этот номер).

Регистрируется пользователь. Ввел номер телефона -> проверка его на сайте  и дальше либо ок либо предлагаешь выбрать другой номер. Как на заре интернета в России нельзя было зарегаться с адресов майл.ру и прочих фри-майлов (если не путаю, на автору так было).

Tosha
Tosha

А у нас еще остались телефоны по которым неизвестно чьи они? Я имею ввиду когда оператору очевидно что данных нет. Такое еще не заблочили?

jffulcrum
jffulcrum
5 часов назад, Tosha сказал:

Я имею ввиду когда оператору очевидно что данных нет.

Остались миллионы корпоративных симок. Хвосты потихоньку подтягивают, но процесс далек от завершения. Что касается симок "на Ашота" - они, самоочевидно, оформлены на левых людей, бомжей или даже мертвецов. К разбору этих авгиевых конюшен, насколько мне известно, приступила только теле2.

[anp/hsw]
[anp/hsw]
4 часа назад, Tosha сказал:

Я имею ввиду когда оператору очевидно что данных нет.

Ок, допустим, что данные по любому номеру есть. Как нам удостовериться, что это данные действительно того человека, который покупал симку?

Не редки ситуации, когда всякие распространители просто забивают туда первые попавшиеся данные. Оформлять каждую симку у нотариуса?

 

Мне более интересен процесс расчета убытков: каким образом трансляция с 40 пользователями могла превратиться в 5млн ущерба?

А можно учесть еще то, что контент вероятным нарушителем даже не был транслирован в полном объёме, т.е. сумму следовало бы ещё уменьшить пропорционально времени вещания.

straus
straus
5 часов назад, [anp/hsw] сказал:

Оформлять каждую симку у нотариуса?

Лучше через ФСБ, надёжнее.
 

Tosha
Tosha

Я осознал масштаб проблемы. Но это проблема оператора мобильного или вообще?  Если я у себя в кафе раздаю доступ к WiFi через СМС-ки меня могут сделать крайним если не смогут найти кого-то по номеру?

Я то никак не могу проверить правильно ли зарегистрирован телефон. Я только точно знаю что посетитель именно его имел при себе. Могу ли я опираясь на требования оператору иметь правильные ПД  быть в правовом смысле уверенным что номер мобильного идентифицирует абонента? И кто же все-таки будет "крайним"?  В худшем случае - "все". :)  А практика какая-нибудь есть? Кто в курсе?

С корпоративными симками как раз проблем нет. Какое ю/л - известно. А далее, если оно не предоставило сведения, пусть руководитель этого ю/л дает пояснения кому какую симку он отдал. В принципе он же наверняка знает кому отдал + в отделе кадров сканы паспорта есть. Если не нашли пусть директора учат вести правильный учет.