vk_logo twitter_logo facebook_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Последнее предупреждение дляTwitter и Facebook, или храните ПД В России

Дата публикации: 03.02.2020
Количество просмотров: 1446
Автор:

Международный день защиты персональных данных, который отмечается во всём мире 28 января, отпраздновали в России с особым размахом. Надзирающее за безопасностью этих данных ведомство рассказало, что стоит на страже интересов граждан, руководитель этого ведомства напомнил соцсетям, что с прошлого года за ними числится "должок", новый глава Минкомсвязи предложил открыть доступ ко всей персональной информации силовикам. К празднованию присоединился и Facebook, который рассказал, как и зачем работает с пользовательской информацией.

Чуть-чуть истории

Сам Международный день защиты ПД учреждён 26 января 2009 года. Главная цель его учредителей, напомнить пользователям сети о правилах поведения в интернете, которые помогают обезопасить виртуальную и реальную жизнь,  – сказано в Calend.ru.

Дата, 28 января, выбрана неслучайно. В этот день в 1981 году была подписана Конвенция Совета Европы "О защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных".

Конвенция стала первым международным обязывающим инструментом в сфере защиты персональных данных, который определил механизмы защиты прав человека на неприкосновенность его личной жизни, а также предоставил определение понятия "персональные данные".

Основные принципы, перечисленные в Конвенции,  – добросовестность и законность получения и обработки персональных данных. Данные должны храниться так, чтобы исключить любую утечку и несанкционированный доступ. Все меры регулирования в сфере защиты персональных данных должны разрабатываться с учётом принципов конвенции.

Роскомнадзор: "Претензий к операторам нет. Почти"

Накануне праздника Роскомнадзор пригласил операторов персональных данных и журналистов на публичный семинар.

Открывая семинар, заместитель руководителя Роскомнадзора Антонина Приезжева напомнила участникам семинара о том, что в силу вступили нормы, предусматривающие административную ответственность операторов за нарушение требований законодательства по локализации баз данных на территории России.

При этом, по словам Приезжевой, претензий к операторам у Роскомнадзора почти нет, поскольку 99 процентов операторов выполняет требования по локализации персональных данных.

По результатам проверок, которые проводили специалисты надзорного ведомства, нарушений выявлено почти не было, и это при том, что в реестре регулятора  – более 402 тысяч операторов.

Начальник управления по защите прав субъектов персональных данных Роскомнадзора Юрий Контемиров рассказал о том, что за прошедший год значительно выросло количество поступивших в Роскомнадзор обращений и жалоб граждан – с 39,3 тысячи в 2018 году до 50,3 тысячи в 2019 году. Такой рост обращений, по мнению Контемирова, связан как с увеличением объемов обрабатываемой информации о личности, так и с повышением правовой грамотности граждан.

Большинство жалоб касались действий владельцев интернет-сайтов (в том числе социальных сетей), кредитных учреждений, организаций ЖКХ и коллекторских агентств.

Возможно, более серьёзно отнестись к требованиям законодательства операторов заставил подписанный Президентом РФ в декабре прошлого года закон, который предусматривает для нарушителей штрафы до 18 миллионов рублей.

Александр Жаров: Twitter и Facebook получили последнее предупреждение

Между тем, проблемы довольно скоро могут начаться у Twitter и Facebook. Ещё в декабре 2018 года Роскомнадзор потребовал обе соцсети отчитаться о локализации баз персональных данных россиян.

Ответа от руководства компаний не поступило, и, в соответствии с законом, надзорное ведомство открыло административное производство. В результате, в апреле 2019 года суд оштрафовал Facebook и Twitter на три тысячи рублей за неисполнение закона. 

Кроме того, компаниям дали девять месяцев для переноса баз данных россиян на российские серверы.

К началу января, отведённые соцсетям девять месяцев истекли, но конструктив, похоже, так и не родился. А потому глава Роскомнадзора Александр Жаров довольно строго напомнил: крайний срок ответа на судебное решение  – 31 января. Пока Жаров просто ждёт, и не уточняет, какие меры будут приняты, если ответ не поступит в срок.

Свежая идея нового министра

Может быть, это и совпадение. Но именно 28 января новый глава Минкомсвязи Максут Шадаев на заседании рабочей группы Госсовета по направлению "Коммуникации, связь, цифровая экономика" озвучил свои идеи о том, кто и как сможет использовать персональные данные россиян.

Информация о заседании размещена на официальном портале Кремля. Но сведения о том, с какими предложениями выступил Максут Шадаев появились пока только у "Ведомостей".  Издание сообщило, что к 2024 году все уполномоченные сотрудники, ведущие оперативно-розыскную деятельность (ОРД), смогут получить доступ к различным типам данных о гражданах в режиме онлайн. 

К середине дня 29 января Максут Шадаев опроверг распространённую "Ведомостями" информацию. По данным РБК, расширения полномочий правоохранительных органов по доступу к персональным данным не планируется. Речь идёт только о том, чтобы ускорить процесс согласования. "В рамках рабочей группы предлагалось полностью уйти от бумажных запросов и использовать систему межведомственного электронного взаимодействия  для получения данных от ведомств и организаций, подключенных к этой системе без расширения полномочий этих органов", - пояснил Максут Шадаев.

В самой же презентации речь шла о том, что цифровая экономика позволит государству получить "онлайн-доступ к госданным, данным банков, операторов мобильной связи, интернет-сервисов в рамках OPД (оперативно-разыскной деятельности. - РБК)". К 2024 году сто процентов уполномоченных сотрудников могут получать необходимые сведения в онлайн-режиме, говорится в документе.

Подарок от Facebook

Своеобразный подарок на День охраны персональных данных пользователям сделали и в Facebook. В сети приоткрыли завесу тайны над тем, как используют сведения о владельцах аккаунтов.

На портале появилась  вкладка "Действия вне Facebook", перейти на которую можно из настроек учетной записи. На странице сказано: "К действиям вне Facebook относится информация о ваших взаимодействиях с компаниями и организациями, которой они делятся с Facebook, например информация о посещении их приложений и сайтов".

Информация сканируется даже тогда, когда пользователь не заходит в аккаунт. Правда, с помощью кнопки "Очистить историю" можно удалить уже полученную информацию, а вот запретить оператору и дальше собирать данные,  не получится. 

Эксперты отмечают, что Facebook сохраняет в том числе информацию о посещении сайтов, которые связаны с личной жизнью, например порталы страховых компаний, различных клиник, сайты знакомств, продажи интимных предметов или психологической помощи.

В справочном центре Facebook, сказано, что храниться могут:

  • Действия в приложениях и на сайтах, куда вы входили через Facebook. Данные об этих действиях мы получаем от компаний и организаций, которые используют вход через Facebook. Управлять приложениями и сайтами, куда вы входите через Facebook, можно в настройках раздела "Приложения и сайты".
  • Информация о действиях, предоставленная поставщиками данных и маркетинговыми агентствами. Если вы не узнаете какие-либо из действий в сводке, это может быть связано с тем, что информацию о них мы получили от поставщика данных или маркетингового агентства. Компании и организации могут пользоваться услугами сторонних поставщиков данных или маркетинговых агентств, чтобы анализировать взаимодействия клиентов со своими приложениями и сайтами. Иногда третьи стороны используют наши инструменты для бизнеса, чтобы отправлять нам данные о ваших действиях от лица компании или организации, с которой они сотрудничают.
  • Информация о действиях, которые вы не совершали. Некоторые действия в вашей сводке могут представлять собой обновления из приложения или с сайта, не связанные с действиями, которые совершили непосредственно вы. Мы указываем дату получения таких обновлений.


Facebook использует эти данные, чтобы точнее подбирать рекламу. Обычно пользователь дает разрешение на "слежку", нажимая на кнопку "Согласен" при первом посещении страницы, а некоторые сайты подразумевают, что сам факт использования уже означает согласие на сбор данных. 

Facebook использует эти данные, чтобы точнее подбирать рекламу

Чем глубже погружается человек в цифровой мир, тем ценнее становятся его персональные данные. За ними охотятся производители товаров и услуг, рекламодатели, социологи, сотрудники спецслужб, маркетологи в супермаркетах, хакеры, шантажисты и охотники выманить деньги у доверчивых граждан. Сегодня законопослушные граждане даже представить себе не могут, как можно использовать информацию о них. А если учесть, что вся информация, начиная от свидетельства о рождении, до пенсионного фонда плавно становится цифровой, то угроза утечки становится всё серьёзнее.

Нет гарантий, что никто не вскроет самую защищённую базу данных, а потому, риски всё выше. И хотя бы немного снизить эти риски позволит осмотрительность при передаче информации о себе третьим лицам. Именно для того, чтобы напомнить нам с вами об этой осмотрительности, и учреждён Международный день защиты персональных данных.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/106198/poslednee-preduprejdenie-dlyatwitter-i-facebook-ili-hranite-pd-v-rossii.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться