1. Статьи
Заметки пользователей
04.08.2009 13:46
PDF
8838
6

Детский интернет ищет пути развития

В эпоху массового появления компьютеров с подключением к Интернет в большинстве домов, возможности доступа к Сети у детей расширяются. Юные пользователи Всемирной паутины сейчас могут выходить в сеть из дома, от друзей или знакомых. С каждым годом интернет-аудитория молодеет, и на сегодняшний день возраст юных интернет-пользователей не ограничивается школьным - в сеть выходит всё больше дошкольников.

Детская интернет-аудитория

По данным исследований (ВЦИОМ, ФОМ), проведенных в конце 2008 года, "взрослая" аудитория Интернета в России к концу 2008 года составила порядка 38-49 млн. человек, а "детская" аудитория примерно 8-10 млн. пользователей.
Согласно данным исследования компании RUМетрика, проведенного в конце апреля 2009 года, в России, по статистике, более девяти миллионов пользователей Интернета еще не достигли возраста 14 лет. Из них 25 процентов детей ходят в интернет под присмотром родителей, а 75 процентов юных пользователей бороздят просторы интернета в свободном плавании. Что касается серфинга сайтов с нежелательным контентом, то по данным RUМетрики 48% детской аудитории Рунета не сталкивается с ресурсами нежелательного содержания, в то время как 39% детей просматривали порносайты, 19% наблюдали сцены насилия, 16% интересовались азартными играми, 14% - наркотическими веществами, 11% - экстремизмом или национализмом.
Довольно интересной выглядит международная статистика по доступу к Интернет детской интернет-аудитории. Центр цифровых технологий будущего (Center for the Digital Future) в конце 2008 года опубликовал результаты нового опроса молодых людей в возрасте от 12 до 14 лет из 13 стран мира о доступе в интернет. По доступности интернета для молодежи лидирует Великобритания - там Сетью пользуются 100% опрошенных. На втором месте Израиль - 98%, далее идут Чехия и Китай (по 96%), а также Канада (95%). США оказались только на шестом месте с 88% респондентов. К примеру, если в 2004 году обычный ребенок из США находился в сети примерно 7 часов в сутки, то сейчас продолжительность пользования сетью увеличилась до 11 часов. По данным исследования в интернете дольше всего проводят время мальчики, девочки же посещают на 9% больше веб-страниц.

Интернет-угрозы, которые подстерегают детей в Интернет, и способы их избежать.

Безусловно, дети имеют отличную возможность с помощью Интернет познавать мир, найти новых друзей или заниматься самообразованием, но существуют и подводные камни столь массового и безграничного доступа в Сеть, где дети могу столкнуться с интернет-угрозами, подстерегающих их практически на каждом шагу. Это и нежелательный контент (порнография, азартные игры, наркотики, различные сайты идеологического направления), сообщение конфиденциальной информации собеседникам в сети (полное имя, адрес, номер интернет-кошелька, банковской карты родителей, места прогулок, время возвращения домой членов семьи и пр.), угроза заражения компьютера вредоносным ПО, а также неконтролируемые покупки в интернет-магазинах.

Пользование детьми Интернетом с родителями и без.

Существуют несколько способов, согласно данным исследования компании RUМетрики, позволяющих оградить ребёнка от просмотра сайтов с нежелательным содержанием. 63% респондентов в качестве самого надежного способа указали родительский контроль, 25% опрошенных считают, что именно программные ограничения (специальные настройки антивирусных модулей, фаерволов, специализированные программы для настройки "детского" и "взрослого" доступа в интернет) просмотра нежелательного контента помогают обезопасить их детей в Сети, и лишь 12% уверены, что только создание специальной "детской" учетной записи, которая требует применения функции родительского контроля операционной системы, либо настройки всех подключений к сети соответствующим образом, отличается большей надёжностью, чем остальные варианты.

Ведущие российские общественные организации, в частности Национальный форум информационной безопасности "ИНФОФОРУМ", Координационный центр домена .RU, Фонд "Дружественный Рунет", Фонд развития Интернет, Центр анализа Интернет-ресурсов (ЦАИР), Центр реагирования на компьютерные инциденты (RU-CERT) и т.д. озаботились проблемами возрастания рисков и угроз, с которыми сталкиваются пользователи, в особенности дети и подростки, и выступили с предложением объявить в России 2009 год - Годом безопасного Интернета. Их инициативу поддержал министр связи и массовых коммуникаций РФ, Игорь Щеглов, который отметил, что построение безопасной Интернет-среды, формирования позитивного контента, пропаганды "здорового" интернета" является важней составляющей компонентой для развития Интернет. "Проблема обеспечения безопасности пользователей сети Интернет, защиты их от противоправного и агрессивного контента на сегодняшний день является весьма актуальной", - заметил Игорь Щеглов.

Способы оградить детей от просмотра сайтов с нежелательным содержанием, используемые пользователями сети

1 июня 2009 года прошел круглый стол "Проблема детей в цифровом обществе", в Общественной палате по инициативе правозащитного движения "Сопротивление" и регионального общественного Центра Интернет-технологий (РОЦИТ). По мнению участников круглого стола, некоторые компании практически не придерживаются никаких этических норм. Кроме того, на детях сегодня неплохо зарабатывают сетевые мошенники, а также распространители спама и детской порнографии. На различных социально-сетевых сайтах открыто действуют группы педофилов, которые занимаются растлением и вовлечением малолетних в детскую порноиндустрию. "В сети накопилась столь критическая масса негативных явлений для детей, что мы больше не могли оставить без внимания проблему их безопасности", - высказался Марк Твердынин, председатель Правления РОЦИТ. Поэтому в августе 2008 года был запущен проект "Национальный узел интернет-безопасности", который был создан для защиты детей от насилия в интернете. В рамках этого проекта специалисты Национального узла взаимодействуют с провайдерами, регистраторами доменов и правоохранительными органами. Ежедневно на "горячую линию" приходят несколько десятков сообщений, связанных с различными нарушениями в Интернете, которые тщательно отслеживаются и проверяются. Разработан также ряд проектов с операторами мобильной связи по безопасному доступу в интернет несовершеннолетних.

Перспективы развития детских веб-проектов в России

По мнению экспертов, ограничение свободы перемещения детей по Интернету с помощью закрытия сайтов с нежелательным контентом, недостаточная мера. Им необходимо предложить взамен нечто интересное, познавательное и увлекательное, чтобы не возникало желания обойти запреты и попасть, таким образом, в неприятную ситуацию. Чем больше будет появляться в сети ресурсов, которые по-настоящему интересны детям разных возрастов, тем меньше будет головной боли у родителей юных интернет-пользователей. Сегмент веб-проектов для юных пользователей Рунета пока еще свободен, но, тем не менее, на него уже обратили внимание и рекламодатели, и крупные интернет-компании. Недавно было запущено совместное детище "РБК Информационные системы" и израильской компании Tweegee - социальная сеть, ориентированная на детскую аудиторию от 8 до 12 лет, Tvidi.ru, целью которой является "стать крупнейшим детским медиа-проектом в России". Стоит отметить, что осенью прошлого года "РБК-Софт" разработала несколько детских порталов для Правительства Москвы: "портал для детей города Москвы" Moskids.ru и "портал для молодежи города Москвы" Mosteens.ru. Интересными проектами, недавно запущенными при поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) и корпорации Microsoft, оказались два детских сайта под названием "Бибигоша" (bibigosha.ru) и «Мир Бибигона (mirbibigona.ru), позиционирующие себя как социальные сети. На днях ВГТРК решил привлечь к детским интернет-ресурсам "Бибигоша" и "Мир Бибигона" средства сетей товаров для детей, в частности предложения купить часть ресурсов поступили производителям и продавцам детских товаров: компаниям "Детский мир", "Мир детства" и "Академия". Компания хочет продать блокирующие пакеты этих сайтов исходя из оценки в $3 млн. за 30% акций в капитале проектов. В планах ВГТРК, предоставление возможности монетизирования покупателями, по своему усмотрению, взрослые части обоих проектов - "Бибигоши" и "Мира Бибигона, а за собой она намерена оставить право контролировать контент своих проектов и оказывать медийную поддержку.

Эксперты ИК "Финам" считают, что у подобных ресурсов достаточно сложно выстроить прибыльную бизнес-стратегию: "Сейчас в России социальные сети только нарабатывают стратегию монетизации. Большинство таких проектов являются убыточными или приносят минимальную прибыль. Детские сети - сложная ниша. Здесь есть относительно понятная целевая аудитория, но нет уверенности в интересе к ней рекламодателей - ведь реклама товаров для детей обычно ориентирована на их родителей", - говорит Анна Зайцева, аналитик "Финам-менеджмента", в интервью порталу CNews. Более оптимистичной точки зрения на открытие детских социальных сетей придерживается генеральный директор Mail.Ru, Дмитрий Гришин: "Пока что ниша детских социальных сетей в Рунете относительно свободна, но нельзя сказать, что она уже очень привлекательна - в России не так много маленьких детей пользуются интернетом. Соответственно, Сеть, как рекламный носитель, сейчас не очень привлекательна для производителей детских товаров. Однако ситуация эта, скорее, временная, и доля интернет-пользователей до 12 лет в России будет расти".


Использованы материалы RUметрика

6 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Navu
Navu

В эпоху массового появления компьютеров с подключением к Интернет в большинстве домов, возможности доступа к Сети у детей расширяются. Юные пользователи Всемирной паутины сейчас могут выходить в сеть из дома, от друзей или знакомых. С каждым годом интернет-аудитория молодеет, и на сегодняшний день возраст юных интернет-пользователей не ограничивается школьным - в сеть выходит всё больше дошкольников.

 

Полный текст новости

yulia.gerasimovich
yulia.gerasimovich

"Сейчас в России социальные сети только нарабатывают стратегию монетизации. Большинство таких проектов являются убыточными или приносят минимальную прибыль. Детские сети - сложная ниша. Здесь есть относительно понятная целевая аудитория, но нет уверенности в интересе к ней рекламодателей - ведь реклама товаров для детей обычно ориентирована на их родителей",

Monstreek
Monstreek

А кто просит по вашему купить родителей всякие безделушки, плюс долгосрочные перспективы, можно "загипнотизировать" ребенка как ни будь, что бы когда он вырос, он был склонен к вашему товару или услугам ;)

(самому правда с трудом верится, но всё же)

Гость snapoid
Гость snapoid

Как вариант - сделать национальный proxy - с отсечкой и фильтрацией.... А уж от родителей пускай зависит - пускать чадо напрямую или через фильтр... Вот это будет так назаываемый пример "национальной политики" !

Гость snapoid
Гость snapoid

В принципе - за такой "национальный proxy" готов и деньги платить(адекватные естественно). НО - если замечу что дрянь какую пропустят - можно и натянуть через суд.... "Услуга предоставлена некачественная"....

Nautilus
Nautilus

В принципе - за такой "национальный proxy" готов и деньги платить(адекватные естественно). НО - если замечу что дрянь какую пропустят - можно и натянуть через суд.... "Услуга предоставлена некачественная"....

я тоже за, двумя руками, и пусть платно лиш бы качествено