1. Статьи
Заметки пользователей
14.10.2011 13:50
30131
73
14.10.2011 13:50
PDF
30131
73

NFC в деле: умная автозаправка

Автор: Иван Кущ

В России появились автозаправочные станции нового поколения, где оплата за топливо происходит со счета мобильного телефона и технологии NFC. Первые автоматизированные комплексы уже начали свою работу в Перми. Если все пойдет по плану, то уже через 3-4 года до 10% АЗС будут поддерживать NFC. Строительством и разработкой проекта занимается «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» в партнерстве с оператором «МТС». Узнать о технических и экономических сторонах этого проекта нам удалось в рамках экскурсии на одну из таких чудо-заправок в Перми.

Пока операторы наперегонки заявляют о полномасштабных тестах использования NFC в сервисах оплаты проезда в общественном транспорте в крупных городах (де-факто никто так и не смог довести до конца), в России появились реально действующие автозаправочные станции с возможностью оплаты со счета мобильного телефона через NFC. Первая АЗС уже работает, на подходе еще две. Все они находятся в Перми.

Инициатором проекта стала компания «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт». Как пояснили её представители, нефтяная компания, таким образом, пытается решить проблему с периодически возникающими очередями на АЗС и недовольством со стороны клиентов.

NFC в деле: умная автозаправка NFC в деле: умная автозаправка

В итоге ЛУКОЙЛ за сравнительно небольшой промежуток времени (приблизительно 6 месяцев) совместно с МТС смог запустить первую автозаправку, оборудованную NFC. Для МТС это первый подобный опыт, поскольку ранее сотовые операторы в России лишь тестировали системы платежей на основе NFC технологии. До реальных коммерческих проектов дело так ни разу и не дошло. Со слов представителей МТС, оператор нащупывает новые направления для развития услуг и сервисов. Общий проект получил название «Быстрая заправка».

Предполагаемое количество клиентов, которые будут пользоваться оплатой через NFC, тысяча человек на одной АЗС. При этом средняя стоимость дооборудования заправки системой NFC составляет 20 000 рублей. В отличие от стандартных АЗС «Быстрая заправка» оборудована специальными считывающими устройствами на топливозаправочной колонке. Их можно видеть на наших фото.

NFC в деле: умная автозаправка NFC в деле: умная автозаправка

«Наша компания работает в четырех регионах: Пермском крае, Свердловской и Кировской областях, Республике Удмуртия, где очень требовательные клиенты и динамично развивающаяся промышленная часть. В состав входят более 300 автозаправочных комплексов. Мы постоянно получаем обратную связь от наших клиентов, где мы прокалываемся, где мы работаем плохо, а также в чем мы сильны и где у нас первенство. Наши исследования показывают, что люди крайне негативно относятся к очередям на заправках. Это стало предпосылками появления и развития проекта «Быстрая заправка». Мы хотели бы сократить время пребывания людей на заправке», - отметил на презентации проекта генеральный директор «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» Владимир Дмитриев.

Кроме того, в ЛУКОЙЛе отмечают возросшую урбанизацию городов, которая приводит к тому, что мест, где можно построить классическую заправку, остается крайне мало. Места есть только для маленьких заправок. При этом парк автомобилей возрастает на 4-7% в год. Отсюда и очереди на АЗС. Решение этой проблемы строительство автоматических заправок с активным использованием безналичных и мобильных способов оплаты.

С первых чисел ноября 2011 года заправится на АЗС, оборудованных NFC-модулем, смогут все желающие. Правда, пока такая возможность доступна абонентам МТС. Для этого нужно обратиться в салон оператора в Перми или к представителю компании ЛУКОЙЛ на некоторых АЗС. Там на месте можно будет установить новую SIM-карту с NFC-антенной в свой телефон. Стоимость замены SIM-карты и установки NFC-антенны составит 100 рублей. При подключении клиент также может за 150 рублей сразу установить SIM-карту с поддержкой NFC.

После установки специальной SIM-карты с NFC в меню телефона появляется новый раздел «Быстрая заправка», защищенный паролем клиента, где абонент в разделе «Кошелёк ЛУКОЙЛ» заранее переводит сумму, необходимую для заправки, которая списывается с лицевого счета абонента МТС.

Систему управления счетами партнёров разработал «Ситроникс». Его дочерняя компания «CИТРОНИКС Смарт Технологии» - платежное приложение «Быстрая оплата» для NFC SIM-карт с SWP/hci-протоколом. Поставщиком SIM-карт выступил концерн Giesecke&Devrient GmbH (Германия). Установкой, интегрированием и сервисным сопровождением NFC-ридеров занимается компания «КМ-Лаб».

Платежным агрегатором в реализации схемы мобильной коммерции между МТС и «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» выступает платежная система «Уральский центр информационного и платежного сервиса» (торговая марка «TelePay»).

Для детального изучения работы NFC в полевых условиях мы посетили автоматическую (оператор на АЗС отсутствует, а наблюдение за объектом ведется дистанционно с помощью видеокамер) АЗС №131 в Перми по адресу улица Юрша, 50.

NFC в деле: полевой тест

Итак, вы на заправке, у вас телефон МТС со специальной SIM-картой со встроенной антенной NFC. Вы выходите из машины, на несколько секунд подносите телефон к считывающему устройству NFC. Система управления АЗС начинает отпуск топлива на всю сумму, списанную с кошелька телефона. Клиент сам определяет количество необходимого ему топлива в рамках списанной суммы, регулируя его подачу краном пистолета.

После завершения заправки для получения в кошелек телефона сдачи клиент повторно прикладывает телефон к NFC-ридеру. При этом происходит запись в кошелек телефона сдачи. Если клиент не вернул сдачу в кошелек телефона на АЗС, то система управления АЗС в течение максимум двух часов самостоятельно вернет клиенту деньги при передаче данных о заправке через биллинговую систему. Если клиенту нужен чек, он забирает его в терминале самообслуживания. На этом всё.

NFC в деле: умная автозаправка NFC в деле: умная автозаправка

А вот, как это выглядит на видео.

В нефтяной компании отмечают, что клиенты, использующие в качестве оплаты счет мобильного телефона через NFC, получат скидку 2%. А в перспективе ЛУКОЙЛ планирует распространить технологию «Быстрая заправка» и на другие регионы своей деятельности.

«Для нашей компании внедрение инновационных систем оплаты является важным элементом в создании для клиентов комфортных условий покупки на автозаправочной станции. NFC-технология, внедренная на АЗС, значительно ускоряет процесс заправки, позволяет автовладельцу в считанные секунды рассчитаться за покупку. Применяя прогрессивные технологии, ЛУКОЙЛ создает новые форматы АЗС. Не случайно первый в России проект оплаты топлива с применением NFC-технологии стартует на полностью автоматической автозаправке, где покупку можно оплатить как наличными, банковскими и топливными картами, так и теперь с помощью мобильного телефона», - считает Владимир Дмитриев.

«Наш проект к ЛУКОЙЛом является промышленным и легко тиражируемым. К нему можно подключать любых поставщиков в самые короткие сроки до 1,5 месяцев, если сами поставщики к этому готовы», - рассказывает Юрий Журба, директор департамента управления системы приёма платежей МТС.

NFC в деле: умная автозаправка Оба партнера готовы к сотрудничеству с другими компаниями, как среди нефтяных компаний, так и операторов сотовой связи. В дальнейшем NFC планируют использовать и при оплате покупок в магазинах при АЗС.

В МТС также подчеркнули, что постепенно будут подключать к проекту оплаты услуг товаров через мобильный телефон и NFC всё новых партнёров. При этом сам оператор будет нести финансовые затраты на интеграцию платформы мобильной коммерции и биллингом с платформой партнера. Партнер же должен будет установить за свой счет дополнительное оборудование NFC.

73 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews

Материал:

В России появились автозаправочные станции нового поколения, где оплата за топливо происходит со счета мобильного телефона и технологии NFC. Первые автоматизированные комплексы уже начали свою работу в Перми. Если все пойдет по плану, то уже через 3-4 года до 10% АЗС будут поддерживать NFC. Строительством и разработкой проекта занимается «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» в партнерстве с оператором «МТС». Узнать о технических и экономических сторонах этого проекта нам удалось в рамках экскурсии на одну из таких чудо-заправок в Перми.

 

Полный текст

Saab95
Saab95

Допустим у меня есть 500р. Если я положу их на телефон через офис МТС, то получу 500р. на счет своего телефона. Но если я положу 500р. через терминал оплаты, то на счет попадет всего 460р. Следовательно в этом случае уже оплата посредством списания со счета мобильного телефона не выгодна, т.к. теряется почти 2 литра бензина.

pawel40
pawel40

Если через терминал киви закинуть на киви кошелек и потом уже на мтс то выгодно.

ilia_2s
ilia_2s

Специальная симкарта, перевод денег туда-сюда - ну ну. Конечно время покажет, НО похоже пациент рожден мертвым! Проще было списывать денежку за отправку СМС на короткий номер, в разы меньше головняка у клиента и работать будет у всех операторов.

Barcha
Barcha

Да помоему хрень какая-то... кому это нужно? У меня например полный бак на 2000 руб. тянет, а на счете телефона столько и не бывает никогда, перед тем как заправиться, надо съездить денег положить сначала? Бред короче.

Aleck_K
Aleck_K

Не понимаю выгоды этой затеи для потребителя... Кмк, такая безконтактная оплата может быть интересна исключительно для микроплатежей, где важна скорость процедуры оплаты, чем быстрее тем лучше. Например, оплаты общественного транспорта, прохода на какие-то массовые мероприятия и т.п. Для заправки авто намного удобней и безопасней использовать обычные банковские карты, ибо сумму заправки уже никак не назвать микроплатежем, а время, портаченное на процедуру оплаты +-20 секунд не является критичным. Однако, все происходит с точностью наоборот - банковские карты затачивают под микроплатежи оплаты прохода в метро, а мобильные телефоны - для оплаты заправок. В чем смысл?

deniska
deniska

Дак вобщем-то пополнить баланс телефона тоже займет секунд 20, сейчас полно мобильных банков. ИМХО удобная фича!

sesk
sesk

Смысл очень простой: отработать технологию электронных платежей и приучить человека к электронному средству платежа. Для этого внедряются УЭКи, даются скидки 5% при покупке по социальной карте и пр. Туда затем добавят RFID'ы и кучу персональной информации: не надо будет ни паспорта, ни автомобильных прав, ни кредитки.

Телефон - является неотъемлемой частью современного человека, а карточки - это опция, которую не всегда носят с собой. Кроме того, с помощью телефона можно отследить перемещение человека в пространстве уже сейчас, а RFID'ы требуют развертывания сети отслеживания.

Barcha
Barcha

Тогда гораздо правильнее приучивать везде носить с собой карту и ей платить, может быть не основную банковскую, а какую-то специальную под микро-платежи, телефон для того чтобы звонить, карта для оплаты, по-моему это очевидно.

Sergey Cheban
Sergey Cheban

В нынешнем виде, когда на мобильном счёте существует "Кошелёк ЛУКОЙЛ", это imho действительно неудобно. И есть подозрение, что ещё и не безопасно: если для заправки нужно всего лишь поднести мобильник к терминалу, то с помощью усилителя можно будет организовать канал связи между терминалом и мобильником, лежащим в чужом кармане.

Но вообще использование мобильника для оплаты - идея правильная. Мобильник - это умное устройство с дисплеем и клавиатурой, подконтрольное пользователю. На нём можно вводить пин-код, не опасаясь перехвата (но всё же опасаясь подглядывания). Можно увидеть сумму платежа. Можно настроить автоматическое подтверждение для мелких платежей.