1. Статьи
Заметки пользователей
11.04.2012 09:39
13827
6
11.04.2012 09:39
PDF
13827
6

Министерские диалоги о связи и ИТ

Автор: Иван Кущ

Министерские диалоги о связи и ИТЧелябинская область в плане развития информационных технологий занимает не последнее место в России, а Челябинск вообще входит в ТОП-7 городов с самой развитой информационной инфраструктурой. Тем не менее, говорить о том, что у нас все хорошо, неправильно. Нерешенных проблем хватает. Во-первых, слабое проникновение Интернета в небольших населенных пунктах, во-вторых, низкая культура использования цифровых и информационных технологий, а также относительно слабый интерес людей к сервисам «электронного правительства». И это только верхушка большого айсберга. На эти и другие темы мы беседовали с заместителем министра информационных технологий и связи Челябинской области Игорем Фетисовым.

- Игорь Борисович, большое спасибо за то, что согласились ответить на несколько вопросов. Как бы вы охарактеризовали ситуацию с развитием разных видов связи на территории Челябинской области? Как область выглядит относительно других регионов?

- Челябинская область – регион с высоким уровнем развития информационно-коммуникационных технологий. По ряду показателей, таких как уровень цифровизации сетей, объем внедренных новых технологий, услуг Интернета, область находится в первой десятке субъектов Российской Федерации. Наша область телефонизирована на 100%, все населенные пункты с населением от 500 жителей обеспечены возможностью выхода в сеть Интернет.

За минувший год, по нашим предварительным оценкам, общий объем доходов от услуг увеличился в фактически действующих ценах на 11%. В нашей области темпы роста доходов от услуг связи превышают среднероссийский показатель. В целом по России динамика роста доходов от услуг связи составляет 5,4%. Все это дает повод для оптимизма на дальнейшее положительное развитие отрасли. Различные виды услуг связи на территории нашего региона оказывают 259 операторов. По сравнению с прошлым годом, это больше на 17 %. Я могу с уверенностью сказать, что на рынке услуг связи в Челябинской области очень сильная конкуренция.

Основными же направлениями развития отрасли связи и телекоммуникаций, как и ранее, остаются совершенствование технологий и трансформация участников рынка в универсальных операторов, предоставляющих пакеты разных услуг связи.

- Насколько мне известно, региональное министерство ведет статистику по показателям проникновения Интернета и телевидения среди населения. Каковы эти данные по итогам 2011 года?

- Вначале, я бы хотел обратить ваше внимание на то, что в 63% домохозяйств Челябинской области есть персональный компьютер, 2 млн. жителей пользуются компьютерами постоянно, это примерно 57%. Половина домохозяйств Челябинской области имеет доступ к сети Интернет. Уровень проникновения Интернета в Челябинске – 80 %, в Челябинской области без учета Челябинска – 25-30 %. В настоящее время на территории области 110 операторов оказывают услуги широкополосного доступа, хотя в прошлом году работало 102 оператора. На долю трех наиболее крупных операторов приходится 80% рынка. Общая совокупная монтированная емкость сетей доступа в этом году увеличилась на 30 тысяч и составляет 632 438 портов (показатели предыдущих лет: в 2010 году - 602 486 портов, в 2009 - чуть больше 580 тыс. портов).

В настоящее время операторы активно выходят в областные территории и города, приобщая население к Интернету и всевозможным современным услугам. В крупных городах операторы связи развертывают многофункциональные высокоскоростные сети доступа, предлагают комплексные услуги Интернета, телевидения, телефонии. Конкуренция и активное строительство магистральных каналов связи привели к снижению средней цены безлимитных тарифов с 550 рублей до 400 рублей за месяц.

Внедрение оптических линий доступа повлекли существенное увеличение пропускной способности линий связи, и, как следствие, к увеличению скорости доступа внутри сети оператора до 10-15 Мбит/с в Челябинске. Это сделало возможным предоставление услуги видео по запросу, трансляцию пакета программ по кабельному телевидению с качеством высокой четкости.

- Игорь Борисович, многих операторов и провайдеров Интернета интересует вопрос переноса воздушных линий связи под землю. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию? Будет ли нечто подобное в Челябинске?

- Что касается альтернативных операторов ШПД, которые занимаются прокладкой кабелей воздушным способом или в канализации, то это извечные вопросы и извечные проблемы. Где-то и как-то они решаются, но в большинстве случаев это просто незаконно. Мы исходим из существующей нормативно-правовой базы. Речь идет о 94 законе о госзакупках. Все предприятия, на балансе которых находятся опоры линий электропередач или земля, не могут просто так, кому попало, давать возможность ими пользоваться. Дело в том, что все эти столбы – собственность муниципалитетов, то есть государственные. Дальше они передаются в оперативное управление муниципальным предприятиям: «Гортрансу» или «Горсвету». И эти предприятия занимаются обслуживанием электросетей и могут использовать столбы для получения определенных бонусов. Тем не менее, каким-то образом заключались договоры на размещение кабельных линий, не учитывая положения 94 закона. Места не были выставлены на торги, по итогам которых можно было, во-первых, законно заработать деньги МУПам, во-вторых, операторам получить низкую стоимость размещения линий связи за счет конкуренции.

Что касается вашего вопроса, то я считаю, что Челябинск эта тенденция не минует. Перенос коммуникаций принесет улучшение облику города. Я бы порекомендовал альтернативным операторам уже сейчас задуматься и проработать этот вопрос, не ожидая принятия соответствующего постановления или нормативно-правовых актов.

Для того чтобы прокопать 1 км канализации в центре города потребуется миллион рублей. Причем это только надводная часть. Есть еще и подводная: согласование с контролирующими органами и получение соответствующих документов. Кто из наших альтернативных операторов попробовал пойти по такому пути? Пусть эти организации обращаются к нам, и мы посмотрим, как можно решить эти вопросы, снизить затраты и т.п. Вместо этого говорят о существовании бюрократических барьеров и т.д.

- Когда такие правовые акты могут быть приняты в рамках Челябинска и Челябинской области?

- Я не готов говорить о конкретных сроках и датах, но то, что это произойдет, очевидно. Мы будем тщательно изучать опыт других регионов.

- Перейдем к мобильной связи. Каков уровень проникновения сотовой связи на Южном Урале?

- В настоящее время на территории нашей области работают шесть операторов сотовой связи. Уровень проникновения сотовой связи в 2011 году составил 159%. По сравнению с прошлым годом количество активных пользователей практически не изменилось. На сегодняшний день в Челябинской области 5,8 млн. сим-карт на 3,5 млн. жителей. То есть, многие жители региона пользуются не одной, а несколькими активными sim-картами. Основная доля абонентов, охваченных услугами сотовой связи, на счету GSM операторов. Лидерами по количеству абонентов являются: Tele2, «Билайн» и «МТС».

Хотел бы отметить, что средняя стоимость мобильной связи по итогам минувшего года в месяц составила 140 рублей. Для сравнения, в 2010 году аналогичный показатель равнялся 150 рублей. Это говорит о том, что мобильная связь продолжает дешеветь и становиться все более доступной.

Аналогичная ситуация есть и с мобильным Интернетом. Скорость передачи данных в сотовых сетях возросла в среднем со 150 Кбит/с до 240 Кбит/с, а в сетях 3G скорость достигает 700 – 800 Кбит/с.

В 2011 году прослеживается тенденция увеличения спроса на дополнительные услуги. В Челябинской области этот показатель в целом выше, чем в среднем по России на 4 %. Каждый четвертый рубль, в структуре общих доходов мобильных операторов заработан на дополнительных услугах. В 2012 году операторами связи будет осуществляться увеличение состава и объема услуг действующим абонентам.

В минувшем году операторами сотовой связи более активно, чем в 2010 году, строились новые базовые станции. Построено примерно 300 базовых станций, из них 225 станций - это станции связи третьего поколения 3G. В текущем году операторы будут продолжать увеличивать зону покрытия связью, параллельно работая над качеством услуг, новыми ценовыми предложениями. Министерство информационных технологий и связи Челябинской области, будучи заинтересованным в развитии услуг связи, взаимодействует с операторами связи в плане совместного решения проблем, возникающих при развертывании сетей. В частности мы помогаем минимизировать сроки оформления, выдачи и согласования документов на строительство новых объектов связи, а также в размещении оборудования оператора на объектах, находящихся в муниципальной собственности.

- Что вы можете сказать о развитии фиксированной телефонии в регионе? Насколько вообще сейчас нужна фиксированная связь?

- По итогам года в Челябинской области зарегистрировано 1380,66 тысяч абонентов фиксированной связи. Здесь нужно отметить, что показатель с 2010 года практически не изменился. Причем услуги местной телефонной связи оказывают 74 оператора.

Телефонная плотность в Челябинской области довольно высока. На 100 жителей области приходится 37 телефонных аппаратов фиксированной связи. В настоящее время продолжается падение спроса среди населения на установку стационарных телефонов. Спрос существует лишь в отдельных сельских территориях. В то же самое время стабильный рост количества абонентов проводной телефонии есть у юридических лиц и крупных компаний.

В техническом плане в Челябинской области достигнута 100%-ная цифровизация внутризоновой первичной сети. Автоматической междугородной связью обеспечены все города и районные центры области. Имеющиеся технические возможности позволяют предоставлять пользователям практически любые современные коммуникационные услуги.

- Насколько остра проблема «цифрового неравенства» в Челябинской области? Как она решается? Какие результаты уже достигнуты?

- В настоящее время разница между Челябинском и территориями области в уровне проникновения Интернет 80% против 25-30 %. Она очень существенная. Решать эту проблему сложно, но необходимо, ведь сегодня, ни для кого не секрет, что от уровня развития информационных технологий напрямую зависит уровень социально-экономического развития региона. И это является одной из приоритетных задач нашего министерства.

Высокая конкуренция на телекоммуникационном рынке области, с одной стороны, способствует решению проблемы. Операторы стараются привлечь новые технологии, установить современное оборудование, максимально расширить спектр предоставляемых услуг. Однако зачастую операторы предпочитают инвестировать финансовые средства исключительно в сверхприбыльные проекты с минимальными сроками окупаемости. Дело доходит до того, что в Челябинске работают провайдеры, обслуживающие даже не всю городскую черту, а лишь наиболее густонаселенные районы. Что уж здесь говорить про райцентры и сельскую местность с деревнями, селами и поселками, куда операторы идут за долгосрочной перспективой весьма неохотно. Мы активно общаемся по этому поводу с представителями телеком-компаний, и они относятся с пониманием к этим проблемам. Помогают их решать.

Важным аспектом ликвидации «цифрового неравенства» является повышение информированности населения о новых возможностях, совершенствование систем обучения и переобучения навыкам владения информационно-коммуникационными технологий. В этом плане наше министерство работает с министерством образования и науки Челябинской области, обществом «Знание», где организуются обучающие курсы для разных групп населения.

Нашим Министерством направлены предложения в Проект свода правил «Здания жилые многоквартирные», разрабатываемый в настоящее время Министерством регионального развития Российской Федерации, взамен существующего и включению в него требований наличия интернет-инфраструктуры. Совместно с операторами телекоммуникационных услуг подготовлены и направлены проектным и строительным компаниям рекомендации по включению в проектную документацию объектов капитального строительства работ по проектированию интернет-коммуникаций. Совместно с Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области прорабатывается вопрос создания территориальных строительных норм и включения в них требований наличия интернет-сетей.

- Еще один амбициозный проект – переход на полностью цифровое эфирное телевидение. Как он реализуется на территории области? С какими сложностями приходится сталкиваться?

- Как вы знаете, у нас существует федеральная целевая программа развития телерадиовещания в России до 2015 года. Согласно данной программе, создание цифровых сетей телерадиовещания на территории Челябинской области осуществляет филиал федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» - «Челябинский Областной радиотелевизионный передающий центр».

На всей территории Челябинской области цифровое телевидение должно быть внедрено в 2013-2014 годах. Наш регион попал в третью очередь программы. В области будет создано 119 объектов цифрового вещания, из них 80 – заново построенных.

На первом этапе будет внедрен первый мультиплекс из восьми обязательных общедоступных телевизионных каналов и трех радиопрограмм или одного регионального телеканала.

Министерство информационных технологий и связи Челябинской области в рамках рабочей группы ведет активную работу с челябинским филиалом ФГУП РТРС. В настоящий момент работы на стадии завершения оформления земельных участков под строительство. Ежеквартально собирается информация о ходе работ с муниципальных образований. Основные проблемы в этой области – сжатые сроки строительства. По закону сроки согласования документов на земельные участки – до 30 дней, получения санитарно-эпидемиологических заключений – до 60 дней. К тому же зачастую ответственные за выдачу необходимых документов органы не соблюдают даже эти сроки. Арендная плата за участки, превышающая лимиты, выделенных федеральных средств на эти цели – тоже вопрос, который необходимо индивидуально решать с руководителями муниципальных образований. В этом направлении мы также работаем.

- Насколько вообще проблема с телевидением актуальна для региона, ведь у нас огромное количество кабельных операторов, операторов спутникового телевидения? Быть может, есть смысл проводить модернизацию за счет средств этих операторов, а не за счет средств бюджета?

- Хороший вопрос. Но тут стоит отметить, что у нас в Челябинской области действует 54 оператора, предоставляющих услуги кабельного телевизионного вещания. Но только 12 % жителей области пользуются кабельным телевидением. Не будем забывать, что есть отдаленные, малонаселенные районы, где кабельным операторам не выгодно развертывать сети. Спутниковое телевидение, несмотря на снижающуюся абонентскую стоимость, доступно далеко не всем. А в это время у людей есть возможность смотреть всего 2-3 канала. Поэтому именно реализация федеральной программы развития телерадиовещания, строительство сетей цифрового эфирного вещания дает возможность обеспечить качественным, многопрограммным контентом максимальное число жителей региона, ликвидировать информационное неравенство.

- В Свердловской области существует специальная программа поддержки предприятий малого и среднего предпринимательства. Область активно участвует в высокотехнологичных выставках в Европе и других частях мира, привлекая сотрудничеству иностранных партнеров. На этих мероприятиях существуют единые стенды региона и организации, которые занимаются проектами в области IT. Есть ли какие-то аналоги в нашей области?

- Безусловно, поддержка предприятий малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере информационных технологий, – один из важнейших аспектов успешного развития отрасли. В Челябинской области также активно реализуется политика содействия специализированным IT-предприятиям. Действуют программы развития малого предпринимательства, предусматривающие финансовую поддержку наиболее перспективным проектам, кстати, выбор таких проектов осуществляет правительственная комиссия, куда кроме представителей органов исполнительной власти входят представители научных организаций, Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области и пр. Регулярно проводятся специализированные выставки, где операторы демонстрируют свои наработки, а минувшей осенью в Челябинске состоялся первый межрегиональный форум «Информационное общество», в котором приняли участие предприятия и организации, задействованные в сфере связи, телекоммуникаций, представители органов местного самоуправления. Мы планируем проводить подобные форумы ежегодно.

- Каковы планы работы на 2012 год? На что будет направлено ваше внимание?

- Как я уже отмечал, в этом году мы будем готовить платформу для перехода на цифровое телерадиовещание. У нас создана специальная комиссия по этому вопросу. В течение ближайших лет мы дадим возможность 98% населения Челябинской области смотреть 8 каналов в цифровом качестве.

Еще одна наша задача на этот год, внедрение и широкое использование на территории Челябинской области навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Часть работ мы уже провели в минувшем году, а закончить планируем в 2012 году.

6 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews

Материал:

Челябинская область в плане развития информационных технологий занимает не последнее место в России, а Челябинск вообще входит в ТОП-7 городов с самой развитой информационной инфраструктурой. Тем не менее, говорить о том, что у нас все хорошо, неправильно. Нерешенных проблем хватает. Во-первых, слабое проникновение Интернета в небольших населенных пунктах, во-вторых, низкая культура использования цифровых и информационных технологий, а также относительно слабый интерес людей к сервисам «электронного правительства». И это только верхушка большого айсберга. На эти и другие темы мы беседовали с заместителем министра информационных технологий и связи Челябинской области Игорем Фетисовым.

 

Полный текст

Прохожий
Прохожий

Чего курил Игорь Борисович?

- Что касается альтернативных операторов ШПД, которые занимаются прокладкой кабелей воздушным способом или в канализации, то это извечные вопросы и извечные проблемы. Где-то и как-то они решаются, но в большинстве случаев это просто незаконно. Мы исходим из существующей нормативно-правовой базы. Речь идет о 94 законе о госзакупках. Все предприятия, на балансе которых находятся опоры линий электропередач или земля, не могут просто так, кому попало, давать возможность ими пользоваться. Дело в том, что все эти столбы – собственность муниципалитетов, то есть государственные. Дальше они передаются в оперативное управление муниципальным предприятиям: «Гортрансу» или «Горсвету». И эти предприятия занимаются обслуживанием электросетей и могут использовать столбы для получения определенных бонусов. Тем не менее, каким-то образом заключались договоры на размещение кабельных линий, не учитывая положения 94 закона. Места не были выставлены на торги, по итогам которых можно было, во-первых, законно заработать деньги МУПам, во-вторых, операторам получить низкую стоимость размещения линий связи за счет конкуренции.

Запутался в направлениях операций. Если столбы принадлежать муниципалам, то они их продают, а не покупают, а точнее - оказывают услуги. Кто чего на основании конкурса покупает? Провайдеры покупают по конкурсу столбы? Так у столбов владелец один ;) Один провайдер по конкурсу покупает столбы, кто большей даст? Дык, тогда про какую низкую стоимость за счет конкуренции речь?

 

Короче, тема не раскрыта, а запутана.

HelgS
HelgS
- Что касается альтернативных операторов ШПД, которые занимаются прокладкой кабелей воздушным способом или в канализации, то это извечные вопросы и извечные проблемы. Где-то и как-то они решаются, но в большинстве случаев это просто незаконно. Мы исходим из существующей нормативно-правовой базы. Речь идет о 94 законе о госзакупках. Все предприятия, на балансе которых находятся опоры линий электропередач или земля, не могут просто так, кому попало, давать возможность ими пользоваться. Дело в том, что все эти столбы – собственность муниципалитетов, то есть государственные. Дальше они передаются в оперативное управление муниципальным предприятиям: «Гортрансу» или «Горсвету». И эти предприятия занимаются обслуживанием электросетей и могут использовать столбы для получения определенных бонусов. Тем не менее, каким-то образом заключались договоры на размещение кабельных линий, не учитывая положения 94 закона. Места не были выставлены на торги, по итогам которых можно было, во-первых, законно заработать деньги МУПам, во-вторых, операторам получить низкую стоимость размещения линий связи за счет конкуренции.

Если провайдер придет в муниципалитет и выразит желание проложить кабеля по столбам Гортранса/Горсвета то куда его пошлют? К энергетикам и пошлют.

Закон о госзакупках впервые вступил в силу в 2006 году, естественно заключенные ранее договоры не могут нарушать ФЗ №94.

По словам министра выходит что местные власти не следят за своей собственностью, энергетики нарушают закон, а крайние почему-то провайдеры. Провайдеры должны были бегать за "собственниками" столбов и уговарить: "ну организуйте торги, ну пожайлуста"?

Галушко Дмитрий
Галушко Дмитрий

Если провайдер придет в муниципалитет и выразит желание проложить кабеля по столбам Гортранса/Горсвета то куда его пошлют? К энергетикам и пошлют.

Закон о госзакупках впервые вступил в силу в 2006 году, естественно заключенные ранее договоры не могут нарушать ФЗ №94.

По словам министра выходит что местные власти не следят за своей собственностью, энергетики нарушают закон, а крайние почему-то провайдеры. Провайдеры должны были бегать за "собственниками" столбов и уговарить: "ну организуйте торги, ну пожайлуста"?

Не естественно, HelgS

Это Вам не уголовное законодательство.

Здесь закон не имеет обратной силы.

Галушко Дмитрий
Галушко Дмитрий

Кстати, в соответствии с п.п. 7) п. 1) ст.17.1. ФЗ "О защите конкуренции" для размещения сетей связи, конкурс не проводится при передаче права пользования гос./мун. имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения/ оперативного управления.

Например Горсвету имущество не принадлежит на праве ХВ/ОУ...

Index
Index
Места не были выставлены на торги, по итогам которых можно было, во-первых, законно заработать деньги МУПам, во-вторых, операторам получить низкую стоимость размещения линий связи за счет конкуренции.

 

Во - первых. а в чем сейчас незаконность то?

Во - вторых, спасибо за заботу властям, конечно, но никаких объективных факторов снижения стоимости размещения кабеля на опорах явно не прослеживается, в чем подвох?