1. Статьи
Заметки пользователей
12.12.2013 14:40
3897
0
12.12.2013 14:40
PDF
3897
0

Интервью с Катцуясу Тояма, председателем APIX и директором Internet Multifeed

Автор: Navu

5 декабря 2013 года в Москве прошел девятый Пиринговый Форум MSK-IX, собравший более 500 участников. Сотрудники нашей компании приняли в нем участие и взяли интервью у почетного гостя форума Катцуясу Тояма (Katsuyasu Toyama), директора компании Internet Multifeed Co, и Евгения Морозова, начальника отдела продаж АНО «ЦВКС «МСК-IX». Предлагаем вашему вниманию первое интервью.

Интервью с Катцуясу Тояма, председателем APIX и директором Internet MultifeedКатцуясу Тояма (Katsuyasu Toyama), является генеральным и техническим директором компании Internet Multifeed Co, управляющей одной из крупнейших точек обмена трафиком в Японии. Кроме того, Катцуясу Тояма избран председателем APIX, некоммерческой ассоциации, объединяющей точки обмена трафиком (Internet eXchange Points, IXP) в Азиатско-Тихоокеанском регионе (аналог Евро-IX). 

- Изменилась ли по-вашему роль точек обмена трафиком за последние пять лет в глобальной сети интернет?

 - Большие интернет-exchange начали разворачивать свои «дочки» в других частях мира. Глобальные IX, используя свое раскрученное имя, устанавливают новые точки присутствия. Например, амстердамский интернет-exchange в Гонконге или немецкий - в США. Возникает ценовая конкуренция между поставщиками транзита, транзитными операторами и интернет-exchange. Вследствие этого, цены постепенно снижаются и выравниваются.

При этом исторически, подключение к интернет-exchange лишало транзитного провайдера некоторого объема трафика. И на сегодняшний момент из-за растущего количества точек обмена трафиком с низкими тарифами, появляется возможность подключиться к нескольким точкам обмена трафиком, а это значительно снижает роль и объем доходов транзитных операторов.

 - Можно ли по каким-то критериям провести сравнение между азиатскими и европейскими точками обмена трафиком? Может есть какие-то особые технические или бизнес модели?

 - Ситуация такова, что страны Азии значительно отличаются друг от друга экономически. Есть Япония и Корея, в которых проникновение интернета очень высокое, скорости доступа для конечного пользователя достигли больших значений, а точка обмена трафиком является существенным инфраструктурным элементом. Ведь на ней присутствует много участников. Она имеет значительную ценность и поэтому экономически самостоятельна, а значит, может прекрасно развиваться. В тоже время, в таких странах, как Индонезия или Вьетнам, интернет развивается крайне медленно, пользователей относительно немного, и точки обмена трафиком зачастую субсидируются или местными властями, или телекоммуникационными структурами.

А если мы посмотрим на Европу в историческом разрезе, то все крупные точки обмена трафика тоже начинали с какого-то некоммерческого партнерства, с определенных субсидий. Просто это было очень давно, примерно в 1995 году. С другой стороны, тот же DE-CIX, до того, как он начал международную территориальную экспансию, очень похож на современные японские интернет-exchange сегодня. Поэтому можно говорить о том, что есть некий путь развития, в котором точки обмена трафиком проходят примерно одинаково. А специфика Азии заключается в том, что в разных странах точки обмена находятся на слишком разных стадиях развития.

 - А можно ли предположить, что вот эти страны, которые сейчас являются отстающими, станут интересными для крупных IX с точки зрения размещения там своих филиалов, в ближайшей перспективе?

 - Интернет-exchange, по сути, возник, как некое средство решения проблемы со связностью и со стоимостью. Точно так же, как и в России, долгое время все обменивались трафиком через зарубежные каналы, а они, практически всегда, были маленькими, плохими и дорогими. То есть, в развивающейся стране имеет место именно такая тенденция, когда по мере роста спроса на интернет, возникнет вопрос, связанный с его стоимостью. Для увеличения потребления, должна снижаться стоимость, а единственный способ снижения стоимости, это локализация части трафика.

Поэтому точек обмена трафиком будет больше. Их и сейчас уже в мире уже больше 300 штук, причем на Азию приходится значительная их часть. Но нельзя сказать, что это будут обязательно филиалы крупных IX, поскольку большие точки обмена предпочитают идти только туда, где есть уже сформировавшийся рынок, чтобы, организовав филиал, сразу получить самообеспеченную финансово структуру.
А в странах, где идет процесс эволюционно медленный, скорее всего, будут возникать маленькие интернет-exchange, просто по инициативе местных структур. Ведь технологии доступны, оборудование дешевеет и методология, более или менее, известна. А, кроме того, существуют ассоциации, и европейская, и азиатская, и тихоокеанская, которые все эту деятельность готовы поддержать.

 - Сегодня мы уже общались с представителями MSK-IX и обсуждали там динамику роста объемов трафика. Со стороны MSK-IX наблюдается достаточно стабильный рост в районе 20-30% в год, то есть достаточно линейно. Как обстоят дела в Азиатском регионе? Есть ли ощущение, что рост экспоненциально ускоряется, либо наоборот - замедляется в последние годы? Какие прогнозы на ближайшую перспективу?

 - Смотрите, какая ситуация: японский рынок, с точки зрения проникновения интернета, достаточно плотно покрыт, и практически все, кто хотел, по большому счету, уже подключились. Поэтому роста за счет увеличения базы пользователей, наверное, уже не будет. С другой стороны, возникают какие-то новые сервисы, появляется доступ к более широкому спектру контента. Это, в свою очередь, тоже положительно сказывается на общем росте трафика. То, что мы наблюдаем на своем интернет-exchange - это порядка 5-10% прироста трафика в год.

 - А если говорить про удельные величины, то есть суммарно весь объем трафика?

 - 462 Гбит/с — сегодняшний пиковый трафик, который обслуживает JPNAP.

 - Какое оборудование и каких вендоров вы используете на своих узлах?

 - Используем Brocade, Juniper и Cisco. Хотя, с нашей точки зрения, реализация TRILL-протокола для обеспечения бесперебойной работы точки обмена трафиком недостаточно, и поэтому мы используем VPLS-протокол для реализации поддержки связи на втором уровне.

 - У вас есть конкуренты?

 - Все тяжелей и тяжелей конкурировать на местном рынке из-за ценового давления. Вообще, сейчас у нас достаточно жесткая ценовая конкуренция. Практически все операторы присутствуют и на одном интернет-exchange, и на втором, и, соответственно, зачастую принятие решения зависит от того, на каком интернет-exchange им предложат лучшую цену. Мы даже не публикуем прайс, поскольку все цены имеют переговорный характер.

- По поводу основных услуг: может быть, есть какие-то специфические дополнительные услуги, которые предлагаются на платной или, может быть, даже бесплатной основе как инструмент конкуренции?

- В качестве дополнительной услуги, которая пользуется спросом среди участников, предлагается создание частных виланов. Клиент, подключаясь к IX, получает порт, который может быть не полностью использован. То есть, из 10 или 20 гигабит используется, допустим, 3 гигабита. А на остальную часть полосы заводится частный вилан, к которому может присоединиться любой участник, используя существующий порт. Но через этот частный вилан один участник может передать другому, например, тот же транзит, и таким образом повысить эффективность использования полосы, а с другой стороны - создать дополнительный источник дохода. Механизм-то тот же самый, просто, поскольку физический порт разделяется на несколько сервисов, появляется возможность более широко его использовать. Инфраструктуры дополнительной со стороны оператора не требуется, используется лишь дополнительный функционал на интернет-exchange и на сети оператора.

 - А какие существуют сервисы, связанные с DPI?

 - В Японии конституция гарантирует неприкосновенность частной жизни. Это, в том числе, означает, что трафик не может подвергаться никакой проверке на пакеты; исследование вида трафика запрещено. Единственное, что возможно в интернет-exchange - это контроль типов трафика и его объемов. То есть, если возникает опасность, что один из участников выбрасывает на общую среду какой-то трафик, который может породить проблемы либо с функционированием сети одного из участников, либо в принципе для интернет-exchange, тогда применяется стандартный функционал оборудования, связанный с Port security. При изменении профиля трафика те, кто занимается сетью, начинают анализировать и могут привести его в карантинный вилан или срочно позвонить, чтобы решить вопрос с проблемой на сети участника.

 - А у нас все ровно наоборот с DPI: нас законодательство даже обязывает проверять трафик.

 - У нас, конечно, есть некоторый интерес понять и проанализировать. По сути дела, интернет-exchange - это некая разделяемая среда, в которой ходит трафик. И нам интересно знать, что там за трафик.
 

 - ...но нельзя. Понятно. Вы уже говорили, что ценовая политика очень специальная и определяется персонально, но для российского читателя, для операторов, просто ради любопытства - какой примерно средний ценник за полосу?

 - Существует, конечно, какая-то ценовая эрозия, но на сегодняшний день цена на транзит в Японии колеблется от 5 до 20 долларов за мегабит. Все, конечно, зависит от объема и от местоположения. Япония - это все-таки островное государство. В ценообразовании играют роль как география, так и наличие конкуренции между провайдерами транзита. Если провайдер один и это какое-то отдаленное место, то цена будет стремиться к максимуму. Если это город с достаточной численностью населения, и есть конкуренты, то цена, конечно, стремится к нижней границе. Стоимость услуг интернет-exchange от 0,5 до 2 долларов за мегабит. То есть 10% от транзита.
 

 - Так как Япония идет на шаг впереди в смысле развития интернета, может быть, вы дадите какие-то рекомендации российским операторам связи?

 - На самом деле, Япония не на столько сильно опережает Россию. У нас используются практически все те же самые подходы, все то же оборудование и мы тоже смотрим на технологии программно выделяемых сетей, то есть SDN, с точки зрения дальнейшего развития и использования их в своем приложениях. На сегодняшний день технология готова с аппаратной точки зрения, но полного решения, на котором было бы видно ее функционал и возможности, еще никем не реализовано. С другой стороны, мы видим интересную вещь: облачные сервисы, однажды возникнув, начинают постепенно использовать функционал друг друга. Но возникает задача обеспечения максимальной эффективности работы облака с облаком. Они используют функционал друг друга, и от того, как эта связка работает, зависит хорошо или плохо конечному пользователю. Получается, что этот функционал находится на более высоком уровне с точки зрения модели OSI, он ближе уже к прикладному уровню. То есть, это совершенно не сетевой, и не канальный уровень, который находится там, где находится интернет-exchange. В таком функционале я вижу следующий шаг в развитии IX.

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи