1. Статьи
Заметки пользователей
20.01.2014 13:20
9233
38
20.01.2014 13:20
PDF
9233
38

Итоги 2013: операторам пришлось поделиться доходами со Skype и другими

Автор: c0mandir

Количественное расширение (рост проникновения) и качественное улучшение (модернизация сетей, в том числе 3G-сетей сотовыми операторами и запуск 4G LTE) доступа в Интернет только на руку различным компаниям, построившим свой бизнес на IP-сервисах. Сумевшая вовремя появиться на рынке услуг VoIP-коммуникаций, компания Skype продолжает расти, несмотря на всякие кризисы.

По оценке компании TeleGeography международный внутрисетевой трафик Skype to Skype в прошлом году вырос на 36% (214 миллиардов минут). Отмечу, что по итогам 2013 года поменялись только количественные показатели, а в целом картина та же, что и была по итогам 2012 года (см. "Изменения на рынке международной и междугородной связи").

Итоги 2013: операторам пришлось поделиться доходами со Skype и другими

Хорошо видно, что последние 5 лет, кроме 2011 года (отвлеклись "ребята" на полгода — переговоры и сделка с Microsoft), Skype удаётся успешно конкурировать по ежегодному росту трафика с казалось бы более опытными операторами международной связи, а в последние три года наблюдаются разнонаправленные изменения в динамике, что вряд ли устраивает "проигрывающих"...

В целом, международный голосовой трафик (звонки абонентов фиксированных и мобильных сетей) в 2013 году вырос, но в меньшей степени — на 7% до 547 миллиардов минут. Для сравнения, последние 20 лет этот вид трафика в среднем рос на 13%. Кроме этого, рост объема трафика мало отразился в росте доходов, так как операторы вынуждены были снижать тарифы. Понятные причины: конкуренция за выгодный трафик и "подстройка" под экономические реалии на рынках многих стран. Есть и другие причины, которые влияют на итоговое распределение сил.

Итоги 2013: операторам пришлось поделиться доходами со Skype и другими
Источник: TeleGeography

По данным TeleGeography, трафик Skype в прошлом году вырос на 54 миллиарда минут — это больше, чем прибавили традиционные операторы. С большой долей вероятности, имея альтернативу сделать звонок через "своего" оператора или воспользоваться услугами американской компании, часть абонентов предпочла Skype. На такой выбор мог повлиять не только экономический фактор: пользователи всё больше ценят лёгкость и доступность тех же видеовызовов. Неоднократно наблюдал, как видеообщение через Skype используют на российском телевидении, "подключая" к новостям или к обсуждению территориально удалённых участников. Ранее, в таких случаях, мы наблюдали статичную "картинку" (чаще это фото какого-то собеседника), на экране титр "такой-то по телефону" и слышали телефонный разговор.

Итоги 2013: операторам пришлось поделиться доходами со Skype и другими

Конкуренция на рынке междугородного и международного трафика между Skype и телефонными компаниями проходит на фоне запуска многочисленных OTT-предложений — самые известные: WhatsApp, Facebook Messenger, WeChat, Viber, Line, Tango, Google Hangouts, ChatOn (Samsung). Какую-то часть голосового трафика на телеком-рынке они "отъедают" за счёт удобного (бесплатного) обмена сообщениями между пользователями, а некоторые из них не прочь посоперничать и со Skype. После привлечения большого количества пользователей, они получают возможность использовать положительный опыт от основной услуги и сложившуюся лояльность, как базу для "монетизации", диверсифицируя свою деятельность. Пытаются и сами операторы противостоять Skype, запуская свои VoIP-услуги.

Итоги 2013: операторам пришлось поделиться доходами со Skype и другими
Skype для мобильных устройств с операционными системами: Android, Windows Phone, iPhone, BlackBerry

Операторам придётся что-то предпринимать и на рынке SMS/MMS сообщений. По данным Strategy Analytics, доходы от предоставления услуг передачи сообщений в 2013 году упали примерно на 4%, количество сообщений почти не выросло. Аналитики отметили, что заметное уменьшение доходов произошло в тех регионах, на территории которых больше владельцев смартфонов (больше проникновение) и пользователей услугами передачи данных (доступом в интернет).

Конечно же, мировые тренды не обошли и Россию. "Ведомости" пишут: "Чтобы замедлить отток абонентов, "Ростелеком" будет делать упор на пакетные предложения "домашний телефон + интернет + платное ТВ", говорит его представитель Валерий Костарев. Кроме того, компания регулярно пересматривает тарифы на межгород и международную связь, вводит дифференцированные предложения: например, вечером звонить дешевле. В будущем тарифы будут дифференцироваться также в зависимости от объема звонков, количества предоплаченных минут разговора и т. д., обещает Костарев".

В последнем отчёте "Ростелекома" о результатах работы в 3 квартале 2013 года большая часть диаграмм посвящена успехам компании в ШПД, мобильной связи и ТВ-услугам. Своеобразная "управленческая хитрость". Это в презентации оператора проводной телефонии, как он воспринимается большинством населения России. Немного уделено внимание во внешней отчетности и трафику.

Итоги 2013: операторам пришлось поделиться доходами со Skype и другими

Видя продолжающийся отток абонентов, в ОАО "Ростелеком" вроде пытаются повлиять на этот процесс. Годовой отчётности за 2013 пока нет, чтобы оценить "масштаб бедствия" за весь период, но и так понятно, что это явление есть и оно не спонтанное.

Например, необоснованно высокой многими абонентами воспринимается, например, "плата за линию". На фоне роста популярности сотовой связи и интернет-коммуникаций, с учётом конкуренции нескольких операторов за доходы пользователей проводной телефонии, "Ростелеком" пытается, пользуясь прежними способами, просто гарантировать определённый уровень доходов, но ... в итоге, теряет абонентов и доход от них, при этом уходят не самые худшие. А если ещё вспомнить про инициативу властей не индексировать тарифы монополий, то можно ожидать дальнейшего падения доходов от услуг телефонии ОАО "Ростелеком" и в 2014 году.

В 2014 году, с одной стороны, не остановится рост интернет-пользователей, продолжится переход сетей на IP, а с другой — к рыночным и технологическим "проблемам" могут добавиться последствия решений, принимаемых властями той или иной страны, и всё большее число попыток отойти от принципов сетевой нейтральности с целью отстаивания своих целей, своих доходов. Эти факторы будут влиять как на динамику роста интернет-рынка в целом, так и на продолжение "передела" долей участников этого рынка.

38 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews

Материал:

Количественное расширение (рост проникновения) и качественное улучшение (модернизация сетей, в том числе 3G-сетей сотовыми операторами и запуск 4G LTE) доступа в Интернет только на руку различным компаниям, построившим свой бизнес на IP-сервисах. Сумевшая вовремя появиться на рынке услуг VoIP-коммуникаций, компания Skype продолжает расти, несмотря на всякие кризисы.

 

Полный текст

Qwerty-tel
Qwerty-tel

В 2009 тут об этом писали:

http://forum.nag.ru/forum/index.php?showtopic=50206

Скайп рулит :))), а деньги с рынка он и правда изымает, сам при этом не зарабатывает. В 1917 лозунг звучал бы "землю, заводы, Скайп народу"

 

вот он ОТТ - Черномазов ауууу, вы где :)))?

Картуччо
Картуччо

Пошёл, кстати, процесс налаживания возможности коммуникации из корпоративных Lynk'ов с обычными скайп пользователями.

karpa13a
karpa13a

Пошёл, кстати, процесс налаживания возможности коммуникации из корпоративных Lynk'ов с обычными скайп пользователями.

подробности есть?

Картуччо
Картуччо

Есть возможность из корпоративного линка связаться с потусторонним скайпом.

Подробностей не знаю, не мой профиль.

Просто недавно админы уведомили, что скоро так можно будет.

Из внутреннего линка выходить во внешний мир, на линки других компаний, с которыми налаживают связь, а так же на обычный скайп.

NN----NN
NN----NN

В 2009 тут об этом писали:

http://forum.nag.ru/forum/index.php?showtopic=50206

 

Да, интересно некоторым будет перечитать и сопоставить свои же аргументы "2009 vs 2013" :)

 

На самом деле, намёк на то, что рынок потенциально склонен к изменениям — это маржа, объём рынка, широкая география, позволяющие влезть новичку.

 

"По данным, которые привёл старший вице-президент ТТК Виталий Котов, «если бы в 2008 году услуги мг/мн связи в РФ оказывались операторами IP-телефонии (типа Skype), то размер рынка в денежном эквиваленте уменьшился бы в 10-15 раз с 2,6 до 0,26 млрд. USD».".

 

До какого-то времени удавалось сохранять "поляну" за счёт нормативного регулирования и технологических слабостей.

 

Обратите внимание: горячее обсуждение на форуме (59 страниц) возникло в 2009 году и в этом же году (см. статью, первую диаграмму) по росту трафика Skype впервые догнал/сравнялся с трафиком МГ/МН операторов и растёт далее.

 

В Скайпе должны, видимо, сказать "большое спасибо!" кризису 2008 года, который сильно помог, так как вырос интерес к поиску путей не переплачивать "в 10-15 раз".

karpa13a
karpa13a

Есть возможность из корпоративного линка связаться с потусторонним скайпом.

ну тут интересует больше приём, чем отправка, но было бы интересно и то и другое.

SergeiK
SergeiK

Вот не согласен с тезисом в заголовке!

 

Почему-то считают, что если пользователь провисел в скайпе 30 минут, то он столько же провисел бы и на телефоне.

Умножают минуты скайпа на свою стоимость и кричат, что потеряли на этом "хучу денех", скайп нас обдирает.

А на самом деле, без скайпа эти люди бы просто не общались, или обошлись одной-двумя минутами!

 

Не могу делать выводы за всех, но супруга моя общается в скайпе достаточно много. При этом расходы на междугородку, как мобильную, так и фиксированную, практически не изменились за 7-9 лет. А скайп - потрепаться, да посмотреть друг на друга, и прочее, когда есть время у обоих сторон, как развлечение.

 

Похоже у других людей вокруг. Детально их бюджеты не выспрашивал, но, говорят, что сколько платили за связь раньше, столько, примерно, и платят. У кого-то выросли платежи, с покупкой смарфонов и активным пользованием интернета, у кого-то уменьшились, но не сильно.

 

Итого, я хочу сказать, что человек готов платить некую сумму за связь. И бесплатные сервисы тут не уменьшают доходы оператора.

Увеличивают расходы, так как требуют лучшей, более быстрой, связи - это да. Но это правильный вектор развития сети оператора.

NN----NN
NN----NN

Вот не согласен с тезисом в заголовке!

В статье в основном о перераспредении трафика и динамике роста/падения у разных участников рынка МГ/МН. Следствием этого и является перераспределение денежных потоков.

 

Умножают минуты скайпа на свою стоимость и кричат, что потеряли на этом "хучу денех", скайп нас обдирает.

Таких прямых утверждений в статье нет. Но наличие более дешевой или "бесплатной" альтернативы действительно отъедает часть потенциальных доходов.

 

И бесплатные сервисы тут не уменьшают доходы оператора. Увеличивают расходы, так как требуют лучшей, более быстрой, связи - это да. Но это правильный вектор развития сети оператора.

Любой субъект экономических отношений не интересуют абсолютные цифры доходов или расходов сами по себе, а важна их разность, т.е. прибыль. Если она уменьшается, а структура расходов такова, что некоторые из них растут всё время (эл-во, аренда и т.д.), то оператору от того, что ваши платежи за 7-9 лет не выросли, мало радости.

Картуччо
Картуччо

Есть возможность из корпоративного линка связаться с потусторонним скайпом.

ну тут интересует больше приём, чем отправка, но было бы интересно и то и другое.

Говорят можно, но только тем пользователям скайпа, которые связали старую учётную запись скайп с учётной записью майкрософт.

Ну и вроде как линк вообще собираются заменить полностью на единое приложение на базе скайп.