1. Статьи
Заметки пользователей
20.08.2014 09:40
21873
39
20.08.2014 09:40
PDF
21873
39

Доступ через Wi-Fi — услуга для честных и законопослушных

Автор: c0mandir

Правительство и Минкомсвязи предприняли вторую попытку объяснить чего же они хотят от российских интернет-пользователей и компаний-провайдеров — подготовлено ещё одно постановление, которое уточняет формулировки предыдущего постановления, появившегося всего-то две недели назад. Самое интересное, возможно, всё могли бы сделать и с первого раза: я нашёл проект НПА, в котором разработчики были настроены быть более внимательными.

Несколько слов об альтернативном проекте (ID проекта: 00/03-16794/07-14/4-18-3 ) и перейдём к новому постановлению, в котором решили использовать "Единую систему идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Авторы другого*, приостановленного, законопроекта (удивительно, но получается, что одновременно разрабатывалось два НПА с одной целью и по одному поводу) должны были описать порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и используемого ими оконечного оборудования. Этот порядок идентификации предполагалось внести в виде изменений в "Правила оказания услуг передачи данных" и "Правила оказания телематических услуг связи", регулирующих взаимоотношения провайдеров и пользователей услугами передачи данных.

Необходимость же этого проекта НПА возникла после появления Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей".

Разработчики изменений в виде проекта Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила оказания услуг связи по передаче данных и в Правила оказания телематических услуг связи" намеревались в спокойном темпе пройти весь путь, предусмотренный механизмом сайта regulation.gov.ru: так, в период с 21 июля по 5 августа 2014 года — время для публичного обсуждения. В нереализованном варианте планируемый срок вступления в силу нормативного правового акта — это IV квартал 2014 г.

Напомню о быстроте появления другого НПА: дата принятия — 31 июля, публикация — 4 августа, вступление в силу — с 13-го августа. Кому и зачем нужно было так торопиться, непонятно.

Разработчики "альтернативного" НПА даже успели получить один экспертный отклик, в котором их предупредили о самом важном — нужно обратить внимание на механизмы идентификации "случайных" пользователей точек доступа с мобильными устройствами, далее цитата "... в действующих Правилах оказания услуг связи по передаче данных и Правилах оказания телематических услуг связи предусмотрена возможность идентификации пользователей посредством указываемых в договоре сведений о ФИО, об адресе установки пользовательского устройства. Что касается мобильных абонентских устройств для доступа в сеть Интернет с использованием точек доступа, то достоверная идентификация не представляется возможной. Пользователь может сообщить сведения о себе при регистрации в сети оператора связи, однако такие сведения могут оказаться недостоверными. В этой связи в проекте НПА важно учесть технические и правовые возможности идентификации пользователей".

Так как появилось Постановление Правительства №758 от 31-го июля 2014 года, о качестве которого мы уже знаем, то разработчик принял решения "Отказаться от разработки данного проекта-акта". То есть, всё в итоге остановилось на этапе общественного обсуждения после рассылки уведомлений и получения одного экспертного отклика. А ведь если бы довели до конца, может быть и не потребовалось бы к ПП №758 готовить ещё и ПП №801? А полноценное общественное обсуждение помогло бы найти ответы на все вопросы, которые появляются и после выхода этого уточняющего постановления!?

Вторая попытка — Постановление Правительства РФ № 801 от 12 августа 2014 года

В комментарии к постановлению пишут: "... внесенные изменения уточняют процедуру идентификации пользователей при оказании оператором связи услуг по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету". То есть с одного раза "точно" написать уже не могут, как выяснилось. Какие же там предложены изменения?

"Правила оказания универсальных услуг связи"

• Дополнен пункт 3(1), внесённый ранее в данные "Правила..." постановлением Правительства  №758 (серым — текст из ПП РФ №758, обычным/черным  — текст из ПП  РФ №801):

"3(1). Оказание универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа осуществляется оператором универсального обслуживания после проведения идентификации пользователей.

Идентификация пользователя осуществляется оператором универсального обслуживания путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии) пользователя, подтверждаемых документом, удостоверяющим личность,
либо иным способом, обеспечивающим достоверное установление указанных сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", или достоверного установления абонентского номера, назначенного пользователю в соответствии с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенным с оператором связи".

"Правила оказания услуг связи по передаче данных"

• Дополнен/изменён пункт 24(1), внесённый ранее в данные "Правила..." постановлением Правительства  №758 (серым — текст из ПП РФ №758, обычным/черным  — текст из ПП  РФ №801, зачеркнутые слова — означает, что это убрали):

"24(1). В случае заключения срочного договора об оказании разовых услуг по передаче данных в пунктах коллективного доступа оператор связи осуществляет идентификацию пользователей и используемого ими оконечного оборудования оператора связи.

Идентификация пользователя осуществляется оператором связи путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии) пользователя, подтверждаемых документом, удостоверяющим личность,
либо иным способом, обеспечивающим достоверное установление указанных сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", или достоверного установления абонентского номера, назначенного пользователю в соответствии с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенным с оператором связи.

Идентификация оконечного оборудования осуществляется средствами связи оператора связи путем определения уникального идентификатора оборудования сетей передачи данных"
.

"Правила оказания телематических услуг связи"

• Дополнен/изменён пункт 17(1), внесённый ранее в данные "Правила..." постановлением Правительства  №758 (серым — текст из ПП РФ №758, обычным/черным  — текст из ПП РФ №801, зачеркнутые слова — означает, что это убрали):

"17(1). В случае заключения срочного договора об оказании разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа оператор связи осуществляет идентификацию пользователей и используемого ими оконечного оборудования оператора связи.

Идентификация пользователя осуществляется оператором связи путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии) пользователя, подтверждаемых документом, удостоверяющим личность,
либо иным способом, обеспечивающим достоверное установление указанных сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", или достоверного установления абонентского номера, назначенного пользователю в соответствии с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенным с оператором связи

Идентификация оконечного оборудования осуществляется средствами связи оператора связи путем определения уникального идентификатора оборудования сетей передачи данных".

* * *

Добавили слова про возможность идентифицировать пользователя, задействуя федеральную государственную информационную систему "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Ещё вариант подтверждения — использование регистрационных данных, имеющихся у операторов сотовой связи.

Порадовали анонсом на сайте Минкомсвязи (такое впечатление, что пишущий не видел новое ПП РФ): "... уточнено, что оператор связи перед открытием доступа в интернет может предложить пользователю ввести номер своего мобильного телефона, на который будет направлен код для подтверждения введенных данных, либо указать свою фамилию, имя и отчество, которые подтверждаются учетной записью на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ), документом, удостоверяющим личность, или иным способом, не противоречащим законодательству."

Уточнили? Да ни сколько! Только породили новые вопросы...

Мне, например, непонятно, как всё-таки будет использоваться учетная запись на ЕПГУ, как будет информация из регистра физических лиц поступать компании, организовавшей те или иные точки коллективного доступа?

Далее. Появление возможности "достоверного установления номера" не решает задачу идентификации пользователя. Вариант, видимо, появился, чтобы снять вопросы со стороны сотовых компаний, но опять же, по сути, "лажа", извините за это слово. Телефон/пользователь/SIM-карта с номером не являются единой и неразделимой "конструкцией". Кроме этого, базы операторов о пользователях не являются 100% достоверными — в этом могли убедиться некоторые абоненты, пожелавшие воспользоваться услугой MNP.

А ещё могут быть SIM-карты не российских операторов. Тогда что? Wi-Fi не доступен, беги за паспортом?

Так и не раскрыли понятие "пункт коллективного доступа" — имеется в виду, что это такое, если он находится вне пунктов универсального обслуживания. Формально получается, что раз это законодательно не определено, то и новое законотворчество не про них? Будут ещё раз "уточнять"?

Что делать теперь обладателям планшетников или других устройств "Wi-Fi-only", не имеющим учетной записи на сайте госуслуг (а это не редкость)? Похоже, придётся владельцам таких терминалов ходить постоянно с паспортом. И, видимо, показывать его водителю автобуса, проводнику поезда или стюардессе в самолёте. Не стоит забывать паспорт и при посещении других заведений, где могут располагаться точки беспроводного доступа.

Уточнили? Больше похоже на "имитацию полезной деятельности"...

----------------
* Ссылка на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Документы:

• Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 758 (текст на сайте "КонсультантПлюс")

• Краткое описание и сам текст Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2014 года № 801 (pdf).

39 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews

Материал:

Правительство и Минкомсвязи предприняли вторую попытку объяснить чего же они хотят от российских интернет-пользователей и компаний-провайдеров — подготовлено ещё одно постановление, которое уточняет формулировки предыдущего постановления, появившегося всего-то две недели назад. Самое интересное, возможно, всё могли бы сделать и с первого раза: я нашёл проект НПА, в котором разработчики были настроены быть более внимательными.

 

Полный текст

baltika9
baltika9

предлагаю новую поправку внести - продажа устройств, оснащенных wi-fi модулем, ведется только при 1000% точном установлении личности, но как ее установить (личность) мы вам не скажем (решайте сами).

 

мне одному кажется, что господа чиновники перегибают ? ))))

20512
20512

Мне кажется это какой-то как свегда корявый срочный и заказной прогиб под ОПСОсов или что-то рядом с ними.

чтобы отбить всякую халяву и мобильный доступ в инет сделать только за деньги и только через них....

Andrey
Andrey

и опять-же, речь идет о каком-то "заключении срочного договора об оказании разовых телематических услуг связи"....

 

ну не заключают у меня люди договор- халява это, ну на крайняк я дарю им доступ в интернет и что?

 

 

baltika9
baltika9

мне кажется не в тех местах гайки закручивают.

что им этот wi-fi дался ? боятся что кто-то в своем блоге будет критические комментарии шлепать ?

 

в общем не понимаю суть происходящего.

woddy
woddy

тебя заставили регистрироваться по месту проживания

тебя заставили регистрировать свой автомобиль

тебя заставили покупать сим карту на свое имя

тебя заставили подключать домашний интернет по паспорту

тебе рекомендуют сообщать с кем ты спишь регистрируя это в загсе

тебя обязали предъявлять паспорт при посадке в поезд автобус или самолет

тысячи камер в городе фиксируют перемещения твоего автомобиля

 

и лишь вайфай тебя беспокоит

Sergey Gilfanov
Sergey Gilfanov

Добавлю - случись , не дай бог, что-нибудь, никому эти данные не помогут.

Половина камер будет смотреть в другое место, у другой половины вообще записи не будет,у оставшихся разрешение никакое, карты будут оформлены на бомжей , проживаешь не там где прописан и тд

В современных российских(и не только) сериалах все не так. И народ, похоже, именно киношными понятиями и мыслит.

kaeskat
kaeskat

Господа, я вот до сих пор не могу понять ни из первого постановления, ни из второго - каким боком он относится к кому-либо, кроме Почты России - того самого владельца "коллективных пунктов доступа", ну или на худой конец интернет-кафе или компьютерных клубов, а также Ростелекома, который есть "оператор универсальной услуги связи".

20512
20512

как я понял, на основании вот этого:

"Правила оказания телематических услуг связи"

 

• Дополнен/изменён пункт 17(1), внесённый ранее в данные "Правила..." постановлением Правительства №758 (серым — текст из ПП РФ №758, обычным/черным — текст из ПП РФ №801, зачеркнутые слова — означает, что это убрали):

 

"17(1). В случае заключения срочного договора об оказании разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа оператор связи осуществляет идентификацию пользователей и используемого ими оконечного оборудования оператора связи.

 

Идентификация пользователя осуществляется оператором связи путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии) пользователя, подтверждаемых документом, удостоверяющим личность, либо иным способом, обеспечивающим достоверное установление указанных сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", или достоверного установления абонентского номера, назначенного пользователю в соответствии с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенным с оператором связи

 

Идентификация оконечного оборудования осуществляется средствами связи оператора связи путем определения уникального идентификатора оборудования сетей передачи данных".

sigo
sigo

Господа, я вот до сих пор не могу понять ни из первого постановления, ни из второго - каким боком он относится к кому-либо, кроме Почты России - того самого владельца "коллективных пунктов доступа", ну или на худой конец интернет-кафе или компьютерных клубов, а также Ростелекома, который есть "оператор универсальной услуги связи".

Браво! Я уже стал сомневаться что на НАГе не осталось внимательных и здравомыслящих читателей. Все указанные постановления содержат поправки к Правилам, которые действуют в отношении ОПЕРАТОРОВ связи (будь то операторы универсальных услуг или операторы ПД/ТМ). Но среди кафе я не знаю ни кого, кто предоставлял бы свой вай фай как оператор. Соответственно и постановление к ним никаким местом не относится. Обратной стороной всех этих телодвижений может стать ужесточение в части требований к кафе получать лицензии для предоставления услуг. Тут явно прогиб под сотовиков, которые только и ждут чтобы мобильный интернет вырос.