1. Статьи
Заметки пользователей
26.01.2017 08:20
PDF
12956
23

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Несколько лет назад перед "МегаФоном" встала задача: обеспечение беспроводным интернетом пользователей в курортном поселке Архыз. Поскольку расположен Архыз среди горных вершин на Кавказе, то организовать прямую радиорелейную линию невозможно. Следовательно, у "МегаФона" была два варианта решения задачи:

  • Первый - это арендовать канал связи у "Ростелекома", но он завышает цены конкурентам.
  • Второй вариант - это строительство собственной радиорелейной линии. Собственно, это и  было сделано.

 

С 2013 года связь в поселке обеспечивалась через пассивный ретранслятор, расположенный на горе Джамараклитеб на высоте 2937 метров. Пассивная ретрансляция представляет собой две антенны с хорошим коэффициентом усиления (КУ), соединенные между собой волноводом. Существенный минус в том, что чем больше коэффициент усиления, тем больше диаметр антенн. При расчете же РРЛ пролета просчитывается бюджет РРЛ линии, то есть какой уровень сигнала придет на конечную точку. Чем больше будет сигнал при приеме - тем лучше, и тем большую модуляцию можно поднять, а соответственно получить большую скорость на пролете РРЛ.

В 2013 году скорость на антеннах диаметром 2,4 метра достигала 36 Мбит. В 2016 году такая скорость стала уже неактуальной, в результате чего в "МегаФоне" приняли решение модернизировать линию, поставив активный ретранслятор параллельно пассивному.

Непосредственно саму работу, которая должна быть проделана, можно разделить на несколько этапов:

  1. Прояснить детально, что уже построено.
  2. На основании этих данных сделать необходимые металлоконструкции. Они должны быть крепкие, разборные и подходить к башне с первого раза.
  3. Монтаж антенн и оборудования со стороны п.Архыз.
  4. Монтаж антенн и оборудования со стороны транспортного узла на г. Чапал.
  5. Непосредственно монтаж ретранслятора на горе Джамарклитеб.
  6. Юстировка антенн/пролета в сторону Архыз и Чапал.

 

Когда цели ясны, пора приступить к исполнению.

Первым делом пришлось начертить в полный рост нижнюю часть башни.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Так шкаф с батареями будет крепиться к башне.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Две солнечные панели по 100вт 12в.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Рама будет вариться на месте.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Примерка панелей к раме.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Вот такую конструкцию нужно будет доставить к башне.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Башня, расположенная в поселке Архыз. Нижние антенны диаметром 2,4 метра - это существующий пролет.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

С башни отлично видна гора, на которой расположен ретранслятор.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

На башне была смонтирована небольшая антенна.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Для сравнения, как выглядят большие антенны 2,4 метра диаметром и маленькая только что установленная антенна.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Так выглядит внутреннее оборудование. Здесь располагается оборудование нескольких операторов.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Следующим этап - монтаж антенны на транспортном узле на горе Чапал.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Отсюда открываются отличные виды. На горизонте величественно вырисовывается силуэт Эльбруса. Неподалеку БТА ("большой телескоп азимутальный") — крупнейший в Евразии оптический телескоп с диаметром главного монолитного зеркала 6 метров.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Ну и еще один пейзаж на радость глазам.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Сигнал нужно направлять в эту сторону.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Туда, где расположен ретранслятор.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Антенна смонтирована

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

И можно взглянуть на результат работы снизу.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Подъем на Джамарклитеб

Изначально подъем к ретранслятору планировалось совершить на вертолете, но сделать этого не дал сильный ветер, который поднялся на высоте. Снегоходы не могли проехать из-за малого количества снега в горах, а на лошадях идти было бы слишком долго. Несколько дней ушло на то, чтобы найти местного жителя, который уже ездил на собственном автомобиле на гору. Однако даже наш проводник предупредил нас, что последние 300-400 метров придется идти пешком - из-за крутизны подъема машина просто не сможет заехать.

Рано утром машина была загружена.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

В потрепанный жизнью Зил-131 залили полные баки бензина. На дорогу, которая составила 34 километра езды в соседний поселок, 29 километров по перевалу и четыре часа подъема, было потрачено 160 литров бензина. Естественно, что это путь туда-обратно.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Начало пути по перевалам.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Примерно 25 километров пройденного пути.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Потом на колеса "зилка" пришлось устанавливать цепи. Дальше он уже просто не ехал.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

До ретранслятора остался один километр.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Пока что можно оглянуться по сторонам и увидеть всю эту красоту.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Вот и цель.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Ретранслятор находится на высоте 2937 метров. Последний подъем был очень крутым (около 230 метров) Заехать на нее на автомобиле не получалось. Поэтому оборудование пришлось тащить на себе, а это около двухсот килограмм. На это пришлось потратить полтора часа времени.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Вот так выглядит с этой точки Архыз и башня, куда недавно была смонтирована антенна.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

До темноты необходимо было собрать конструкцию

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

и смонтировать ее железо и антенны на башню.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Однако сделать все запланированное до темноты не удалось. Смонтировали лишь металлоконструкции, а подключение и монтаж кабеля пришлось отложить.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Погода в горах переменчива. Она способна меняться по нескольку раз за день. И зачастую может серьезно подпортить даже краткосрочные планы. На следующий день пришлось ждать, потому что циклон поднял снежную бурю на высоте.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Прогноз погоды не вызывал оптимизма, потому как через день погода могла испортиться надолго и еще серьезней. Для юстировки антенн на башне в Архызе и Чапале пришлось вызывать на подмогу службу эксплуатации "МегаФона".

Непогода привела к обледенению горы.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Дорога наверх заняла около пяти часов. Несмотря на то, что на всех колесах была натянута цепь, последние 250 метров все равно пришлось идти пешком. Водитель же ради принципа пытался заехать на гору в течение часа, и все-таки сделал это.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Заканчивать монтаж пришлось при порывах ветра до 20 метров в секунду и температуре воздуха -9 градусов. Откровенной удачей было то, что "Зил" поднялся на вершину, потому как погода не позволяла работать в течение длительного интервала времени. Через 20 минут труда приходилось отогреваться в машине.

Из-за этой тучки на стальных конструкциях появился лед толщиной 1-2 миллиметра.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

После монтажа началось юстирование антенн со стороны Чапала и Архыза.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Вот так выглядит собранный шкаф с батареями.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Контроллеры показывают заряд. Солнечная батарея была выставлена под углом по максимуму тока.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Вот что получилось в итоге.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Наводятся последние штрихи.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

Пора отчаливать.

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов

23 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews

Материал:

Фоторепортаж о модернизации ретранслятора “МегаФона” в горах. Отличные горные пейзажи. Преодоление крутых подъемов с тяжелым оборудованием за спиной. Установка и монтаж оборудования при сложных погодных условиях. Все это ради 350-мегабитного канала в курортный поселок Архыз.

 

Полный текст

BeHalf
BeHalf

Как-то шкаф под оборудование не внушает совсем...и интересно было бы посмотреть расчеты связанные с выбором солнечной панели.

stas_k
stas_k
На дорогу, которая составила 34 километра езды в соседний поселок, 29 километров по перевалу и четыре часа подъема, было потрачено 160 литров бензина. Естественно, что это путь туда-обратно.

 

Последний подъем был очень крутым (около 230 метров) Заехать на нее на автомобиле не получалось.

 

Несмотря на то, что на всех колесах была натянута цепь, последние 250 метров все равно пришлось идти пешком. Водитель же ради принципа пытался заехать на гору в течение часа, и все-таки сделал это

 

Откровенной удачей было то, что "Зил" поднялся на вершину, потому как погода не позволяла работать в течение длительного интервала времени. Через 20 минут труда приходилось отогреваться в машине.

 

Шоферу респект и уважуха.

Asco
Asco

Сначала смутила компоновка шкафа с АКБ, но погуглили.

2 контроллера заряда MORNINGSTAR SUNSAVER MPPT, 2 АКБ EnerSys PowerSafe SBS. Все в диапазоне -40 +50.

 

Но полиэтиленовый клемничек для подключения нагрузки - доставляет.

zoro
zoro

Шкаф предсобранное изделие...

Изменять нельзя...

В этом году добавим ветер, бо через неделю под льдом не хватает инсоляции, и пролет все таки ложился, чуть позже Дмитрий добавит фото, и одно видео...

Asco
Asco

В этом году добавим ветер, бо через неделю под льдом не хватает инсоляции, и пролет все таки ложился, чуть позже Дмитрий добавит фото, и одно видео...

 

А что с влажностью в горах? Шкаф то жестяной и не герметичный, обмерзания изнутри не бывает?

Мы вот на ветродуе с влажностью, алюформом выкликиваем изнутри.

post-6094-063183500 1485419701_thumb.jpg

Saab95
Saab95
На дорогу, которая составила 34 километра езды в соседний поселок, 29 километров по перевалу и четыре часа подъема, было потрачено 160 литров бензина. Естественно, что это путь туда-обратно.

 

Последний подъем был очень крутым (около 230 метров) Заехать на нее на автомобиле не получалось.

 

Несмотря на то, что на всех колесах была натянута цепь, последние 250 метров все равно пришлось идти пешком. Водитель же ради принципа пытался заехать на гору в течение часа, и все-таки сделал это

 

Откровенной удачей было то, что "Зил" поднялся на вершину, потому как погода не позволяла работать в течение длительного интервала времени. Через 20 минут труда приходилось отогреваться в машине.

 

Шоферу респект и уважуха.

 

Конечно. Только этот зил на такую же дорогу по асфальту может сжечь 160 литров бензина. Будто не нашлось машины получше, которая заехала к башне вообще без вопросов, потратит всего литров 40-50 горючего. Рассказ же ведется так, будто район совершенно не проходимый, и хотели поднять вертолетом, а в итоге везли на ржавом зиле еще советской постройки. Получается на вертолет деньги были, а на нормальную технику что бы заехать не нашлось, распилили что ли?=)

 

А что с влажностью в горах? Шкаф то жестяной и не герметичный, обмерзания изнутри не бывает?

Мы вот на ветродуе с влажностью, алюформом выкликиваем изнутри.

 

В шкафу не надо утеплять нижнюю стенку, тогда конденсат будет оседать на ней, и вытекать через специальные отверстия, при наличии обмерзания нужно периодически ее отогревать. Либо поддерживать внутри заведомо высокую температуру, обеспечив вентиляцию при превышении влажности.

zoro
zoro

А что с влажностью в горах? Шкаф то жестяной и не герметичный, обмерзания изнутри не бывает?

Мы вот на ветродуе с влажностью, алюформом выкликиваем изнутри.

С Влажностью там проблема- намерзает ветром Башня, сейчас выложу фото с зумом...

По самомой конструкции меня многое что раздражает, но Производитель Искрател утверждает что все ок, не один такое переприём построен, все функционирует нормально.

Внутри не должно по идее, источников тепла как таковых нету, ящик вентилируется нормально, намерзать нечего не должно... Но кто же знает, туда сейчас не кто не хочет ехать. Только вертушкой заброс, и спуск на лыжах.

Asco
Asco

А на фото - наклонная плоскость, это панели или экран ветрозащиты?

Nakhodka Telekom
Nakhodka Telekom

Пассивный ретранслятор не рассчитывали?