1. Статьи
Заметки пользователей
04.07.2017 15:20
5783
32
04.07.2017 15:20
PDF
5783
32

Внедрение "закона Яровой" может растянуться до 2023 года

Автор: c0mandir

Год назад была опубликована заметка о законопроекте сенатора Белякова и депутата Шеина: в июле 2016 года они предложили перенести на пять лет вступление в силу пакета антитеррористических поправок Яровой и Озерова. "Ведомости" пишут, что 3 июля 2017 года Правительственная комиссия по законопроектной деятельности обсуждала предложение Белякова.

Стряхнули пыль

Антон Беляков, член Совета Федерации РФ, внёс проект изменений "пакета Яровой" во второй половине июля прошлого года. В автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности его предложение было зарегистрировано под номером 1129775-6. Такая важная новость не осталась незамеченной – см. "Предложено перенести с 2018 года на 2023 год".

Внедрение "закона Яровой" может растянуться до 2023 года

Сенатор А.Беляков в 2016 году предложил перенести срок начала хранения всего трафика абонентов на 2023 год

Впрочем, важной она была не для всех: депутаты прошлого созыва так и не нашли время на обсуждение законопроекта А. В. Белякова. В итоге, проект федерального закона провалялся в Госдуме без какого-либо движения более 9 месяцев. Объяснение может быть такое: сам по себе факт рассмотрения законопроекта о переносе сроков вступления в силу, причём сразу же после появления закона, намекал бы на некачественную работу депутатов, поспешивших поддержать закон, позже названный "пакет Яровой". Ещё одна причина откладывания – председателем Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции в Думе 6-го созыва была И.А. Яровая, последующие изменения закона бросали бы тень на её репутацию.

Вы удивитесь, но текущий статус законопроекта Белякова – "находится на рассмотрении". Статус изменился 23 марта этого года, когда Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции (у Комитета другой руководитель – Пискарев В.А., а И. А. Яровая пошла на повышение, в новой Думе её должность  – заместитель Председателя ГД) предложил принять законопроект к рассмотрению (до конца апреля 2017 года можно было представить отзывы, предложения и замечания). Далее профильный комитет должен был подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой, первое чтение планировалось на май 2017 года. На этом хронология на сайте Госдумы обрывается, но зато известно, что в течение марта-апреля проект изменений был проверен Правовым управлением Госдумы ("по проекту федерального закона замечаний концептуального характера не имеется" – оценка Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству).

Успеть невозможно, операторы не виноваты

Органы власти всё время с момента подписания антитеррористического пакета законов никак не реагировали на многочисленные призывы пересмотреть требования "закона Яровой", выполнить которые в полном объёме к 1 июля 2018 года не сможет ни один оператор связи. Тем более, что реализация закона находится в полной зависимости от своевременного принятия подзаконных НПА и от сроков появления отечественного оборудования (ответственные ведомства – Минкомсвязи и Минпромторг).

Беляков ещё год назад предупреждал* в своей пояснительной записке к законопроекту, что для реализации "столь масштабных и технически сложных задач, требующих больших вложений со стороны игроков рынка" нужен более длительный промежуток времени. Огромные затраты на развёртывание СХД и на создание дополнительной инфраструктуры неизбежно трансформируются в повышение тарифов, но даже это не спасёт, так как, по оценкам компаний, их затраты на "пакет Яровой" в разы превысят текущий уровень годовой выручки. В общем, по многим причинам двухлетнего переходного периода (с июля 2016 по июль 2018 года) явно было недостаточно, и перенос срока вступления закона в силу позволил бы всем операторам связи нормально подготовиться.

Единственным важным событием, по моему мнению, с момента появления антитеррористического пакета законов стало решение Минкомсвязи по необязательности хранения видеотрафика (см. ""Закон Яровой" изменится, видео можно будет не хранить"). Кроме этого, до 30 июня этого года ФСБ обещала подготовить информацию о требованиях к трафику (см. ""Пакет Яровой": ФСБ до 30 июня подготовит НПА о форматах и сроках хранения данных"), но на начало июля о таком принятом документе мне ничего неизвестно. Такая же неясность и с поставками отечественного оборудования и отечественного ПО, и с ценами на то, и на другое.

Первое чтение законопроекта Белякова предварительно было запланировано на май, но этот месяц уже прошёл, как и июнь, и законопроект, судя по информации на сайте Госдумы, лежит опять без движения. Зато обсуждаются и принимаются законы о сайтах-"зеркалах", добавляются новые интернет-ресурсы для блокировки, рассматриваются законопроекты, регулирующие использование мессенджеров, вносят изменения в законодательство по вопросам продажи SIM-карт, а самый важный и самый затратный вопрос, который затрагивает всю сферу телекоммуникаций, опять не решается ...

Решили всё-таки подстраховаться?

Об обсуждении проекта федерального закона № 1129775-6 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" неожиданно стало известно из статьи в газете "Ведомости". 

Так как нет до сих пор (утро 4-го июля) официальной информации ни на сайте Госдумы, ни на сайте Правительства, то единственным источником остаются "Ведомости". Автор статьи сообщает о том, что законопроект члена Совета Федерации Антона Белякова был рассмотрен в понедельник Комиссией Правительства по законопроектной деятельности. Информация подтверждена одним из участников заседания. Третьего июля решение по этому вопросу не было принято, но известно, что рассматривался и обсуждался проект положительного отзыва. Такая оценка со стороны Правительства РФ и надежда на адекватное понимание сложившейся ситуации (а она близка к провалу, если ничего не менять) депутатами Государственной Думы могут привести к переносу вступлению в силу пакета Яровой/Озерова в части срока начала хранения трафика.

Окончательного решения нет, так как были высказаны замечания, в том числе представителем ФСБ. Возможно, что вместо переноса на пять лет, как изначально предложил Беляков в своём законопроекте, в отзыве Правительственной комиссии появится другое предложение – о поэтапном внедрении, начиная с 1 июля 2018 года. Первым шагом может стать модернизация нынешней системы СОРМ (см. "МТС протестирует оборудование для исполнения "пакета Яровой""), предлагаемое ФСБ. Сроки последующих этапов будут утверждать в зависимости от готовности технических и программных средств. Разбивка на этапы и постепенное расширение СХД позволят частично распределить по времени финансовые затраты. А пилотные проекты, если они будут, помогут уточнить требования к оборудованию, в итоге можно будет более точно оценить суммарные затраты на реализацию закона для разных операторов.

-------------
* В пояснительной записке Беляков также писал о невозможности предоставления организаторами распространения информации (ОРИ) всей информации, необходимой для декодирования электронных сообщений. В случае применения "сквозного шифрования" (end-to-end) используемые ключи хранятся в абонентских устройствах. Именно об этом недавно напоминал руководителю Роскомнадзора владелец интернет-мессенджера Телеграмм.

32 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews

Материал:

Год назад была опубликована заметка о законопроекте сенатора Белякова и депутата Шеина: в июле 2016 года они предложили перенести на пять лет вступление в силу пакета антитеррористических поправок Яровой и Озерова. "Ведомости" пишут, что 3 июля 2017 года Правительственная комиссия по законопроектной деятельности обсуждала предложение Белякова.

 

Полный текст

NN----NN
NN----NN

Поэтапно

ayf
ayf

Поэтапно

 

Не сразу кулак, а начнут с пальцев:(((

NN----NN
NN----NN

Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров назвал нецелесообразным перенос вступления в силу «закона Яровой» на 2023 г.,

однако выступил за его поэтапное внедрение.

 

«С таким предложением выступили несколько депутатов, и законопроект о переносе на 2023 г. поступил в правительство. Наше министерство готовило отзыв на законопроект, мы посчитали, что перенос на 23-й год как прямая норма нецелесообразен, мы всё-таки поддержали дату вступления в силу - 1 июля 2018 г., но предложили предоставить правительству дополнительные полномочия по утверждению детального плана: как всё-таки эта норма будет внедряться», - сказал Никифоров.

YuryD
YuryD

«С таким предложением выступили несколько депутатов, и законопроект о переносе на 2023 г. поступил в правительство. Наше министерство готовило отзыв на законопроект, мы посчитали, что перенос на 23-й год как прямая норма нецелесообразен, мы всё-таки поддержали дату вступления в силу - 1 июля 2018 г., но предложили предоставить правительству дополнительные полномочия по утверждению детального плана: как всё-таки эта норма будет внедряться», - сказал Никифоров.

Ох как хорошо, в 2023 я точно буду на пенсии, если пенсионный возраст до 100 лет не перенесут. Лучше жить на копеешную пенсию, чем ломать мозги этими странными требованиями законодателей. Пусть Эльбрусы ан-масс в жизнь перенесут, и устройства хранения не из китая тащат. Яровая кстати вроде не одета российскими тканями, как и озеров.

NikAlexAn
NikAlexAn

Ох как хорошо, в 2023 я точно буду на пенсии, если пенсионный возраст до 100 лет не перенесут. Лучше жить на копеешную пенсию, чем ломать мозги этими странными требованиями законодателей. Пусть Эльбрусы ан-масс в жизнь перенесут, и устройства хранения не из китая тащат. Яровая кстати вроде не одета российскими тканями, как и озеров.

А если по Кудрински с 2019 начнут по году поднимать пенсионный возраст?

Меня вообще прикалывает подход законодателей, министерств и ведомств - ещё нет ни устройств ни даже ТЗ на сие устройство а как то умудрились оценить что для операторов не будет "существенных расходов".

И если по отсрочке на 5 лет я ещё как то могу понять логику но с поэтапным внедрением .... - тогда уж надо сначала сформировать новое ТЗ в котором учесть поэтапность внедрения и опять же дождаться хотя бы ориентировочных цен от производителей на эту убер систему.

Ведь судя по всему СОРМ-3(который был до закона Яровой) идёт лесом а на смену ему идёт СОРМ-3 уже с учётом закона Яровой. А требования к этой ерунде вот только только сформировали и то эти требования не сильно то на ТЗ к программно-аппаратному комплексу похоже - больше похоже на "хочу вот что то эдакое но не знаю чо точно".

Инженеры то ещё остались в стране?

ayf
ayf

Инженеры то ещё остались в стране?

 

Остались. Но в думу берут спортсменов, актрис, бизнесменов. Инженеры там не надобны.

NikAlexAn
NikAlexAn

Остались. Но в думу берут спортсменов, актрис, бизнесменов. Инженеры там не надобны.

Это. Про думу у меня как то и иллюзий то не было.

Но Минсвязи и РКН то....?

SergoINFOLAN
SergoINFOLAN

а что РКН ?

Syzygy
Syzygy

Но Минсвязи и РКН то....?

Глава РКН - врач. Глава Минкомсвязи - экономист.