В начале осени мы рассказывали о не совсем обычной для современного телеком рынка инициативе оператора связи "Планета", начавшего подключать клиентов по технологии Ethernet FTTH. Скорость ШПД при таком подключении составляет 200 Мбит/с для внешних ресурсов и 1 Гбит/с внутри сети. В интервью корреспонденту Nag.ru директор по маркетингу "АйТиЭм Холдинг" Олег Талалаев и заместитель гендиректора по развитию ИТ-платформ Алексей Дёмин рассказали, зачем пользователям "оптический гигабит" в квартире и почему это в первую очередь нужно провайдеру. Публикация вызвала много споров и жаркую дискуссию. Пока специалисты провайдинга ломают копья, мы решили разузнать, как обстоят дела с "оптикой в квартиру", и посмотреть на подключение "гигабитных" клиентов "Планеты".
Для этого мы поехали вместе с бригадой из отдела инсталляции последнего дюйма в одну из новостроек Екатеринбурга, чтобы подключить клиента, изъявившего желание опробовать новое предложение интернет-провайдера.
К началу этого процесса компания готовилась в течение всего года: проходили обучение сотрудники выездных бригад, закупался весь необходимый инструмент и оснастка. Первые клиенты тестировали новую услугу, поэтому для них подключение было бесплатным. Существенных трат потребовало лишь абонентское оборудование.
На самом деле процесс подключения при условии должной квалификации монтажников занимает минимум времени – чуть больше получаса. Правда, это при условии наличия нормальных кабель-каналов, отсутствия необходимости крепления кабеля в квартире клиента или форс-мажоров с доступом к местам монтажа.
На первом этапе необходимо протянуть оптический кабель от коммутатора до этажного щитка рядом с квартирой потребителя.
Пока один из двух монтажников, состоящих в бригаде, отмеряет и заводит оптоволоконный кабель в трубостойку через щиток на этаже клиента, другой принимает его на техническом этаже.
Благо в новых домах предусмотрена вся необходимая инфраструктура для монтажа линий связи, поэтому процесс прокладки кабеля не вызывает особых затруднений. В каждом подъезде на техническом этаже в домах присутствия у "Планеты" установлен антивандальный шкаф, где размещаются коммутаторы.
Как видно, большинство клиентов пока подключены по "меди", однако для тех, кто изъявил желание пользоваться персональным "оптическим гигабитом", в коммутаторе предусмотрено несколько портов для подключения волоконно-оптического кабеля. Если желающих подключить себе новую услугу станет значительно больше, нужно будет лишь установить в шкаф еще один коммутатор.
Технический этаж типичной новостройки напоминает темные катакомбы с низкими потолками, где при перемещениях стоит беречь голову. Сотрудникам "Планеты", конечно, не грозит такая опасность удариться – они оснащены всем необходимым, в том числе и налобным фонарем.
Сейчас нужно "поймать" кабель, который снизу толкают по трубостойке, и аккуратно завести его в шкаф провайдера. Несмотря на то, что это технический этаж и вход сюда доступен лишь сотрудникам операторов связи и коммунальных служб, монтаж должен быть произведен аккуратно с соблюдением всех стандартов.
Теперь оптоволоконный кабель необходимо соединить с коннектором, чтобы подключить к коммутатору. Для таких целей прибегают к использованию, так называемых, быстрых соединителей. Первым делом, оптический кабель необходимо подготовить. Здесь происходит аналогичная подготовка, что и перед сваркой.
Волокно освобождают от изоляции бокорезами, затем стриппером зачищают от буферного слоя (лака) и удаляют с помощью спиртовых салфеток микрочастицы пыли и лака.
Затем в дело вступает скалыватель. После этой процедуры прикасаться к волокну категорически запрещено.
Подготовленное волокно монтируется в оптический коннектор.
Далее кабель с коннектором подключается к SFP-модулю, установленному в оптический порт коммутатора.
После производится замер уровня сигнала для "выходного контроля" успешности организации линии связи на первом этапе.
Осталось лишь аккуратно свернуть кабель, прибрать за собой и сложить инструмент.
На втором этапе подключения работа проходит непосредственно на этаже и в квартире клиента. Этим занято другое подразделение провайдера – отдел внедрения IT-сервисов. За счет разделения процесса подключения на 2 этапа достигается необходимая специализация и эффективность планирования производственного ресурса монтажных бригад. Кабель теперь рядом с квартирой клиента, нужно только согласовать удобное время подключения.
Мы видим, как оптический патч-корд прокладывается от места установки оборудования клиента до щитка на площадке, где с помощью сварочного аппарата соединяется с кабелем, идущим с технического этажа.
Нужно отмерить необходимую длину кабеля с запасом, чтобы аккуратно провести его по квартире пользователя до места размещения маршрутизатора клиента.
Далее кабель через щиток заводится в квартиру абонента по трубостойке.
На заметку выступающим за превосходство GPON над оптическим Ethernet: здесь же в щитке целый "куст" оптики GPON "Ростелекома", так пока и не востребованный абонентами.
Спустя пять минут кабель появился в квартире.
Теперь нужно оставить необходимый запас в квартире и соединить при помощи сварки кабель, ведущий от коммутатора в щиток, и кабель от щитка до клиента. Тем самым получится персональная оптическая линия "точка-точка".
Процесс сварки хорошо знаком нашим постоянным читателям, поэтому расписывать его подробно, думаю, не имеет смысла. Вот лишь несколько фотографий.
Красавец Jilong, который сделает всю работу
Описанная выше процедура подготовки кабеля повторяется…
С помощью спирта волокно нужно зачистить от загрязнений и произвести скол.
Когда скол произведен волокна укладывают в сварочный аппарат. Теперь Jilong все сделает сам. От человека требуется лишь немного опыта, а также точность и аккуратность при укладке волокон.
На место сварки помещается специальная гильза. Посредством термической обработки в том же сварочном аппарате она закрепляется на концах кабеля. На выходе получается довольно прочный цельный кабель.
Кабель аккуратно укладывают в щитке.
Завершающим аккордом новоиспеченную оптическую линию "прозванивают" на потери измерителем оптической мощности. На линии все отлично.
В квартире пользователя оптический кабель через SFP-модуль подключают к маршрутизатору. Порт на коммутаторе абонентского доступа уже был настроен заранее удаленно. Специалисту осталось лишь произвести настройку конечного оборудования клиента. Это займет не более 5 минут.
В "Планете" уверены, что в ближайшем будущем гигабитный интернет станет востребованным и рядовым явлением для пользователей. Компания к этому готова. Похоже, именно "Планета" в ближайшее время будет диктовать моду и технологические тренды на рынке Урала.
В чем проблема уложить? Не сложнее витухи. Не знаю как у Планеты, у нас наверное в 80% случаев клиенты просят оставить роутер на входе в квартиру. В частных домах обычно тянется куда то в отдельное помещение и клиенты часто просят оставить кабель и сами его укладывают. Что вас пугает в этом процессе? :)
Меня смущает, что стены обычно сходятся под 90 градусов.
И что оптика не будет работать? )))) Это в теории так предположили? Думаю самонесущий кабель с парой модулей реально будет трудно уложить ))) Но так в квартиру другой кабель тянут.
Вы абоненту когда рассказываете о минимальном радиусе изгиба? Он вас при этом слушает и действительно помнит/понимает что вы ему вещали?
Уложит как удобнее внятяг, потом будет рассказывать техподу что он ничего не трогал.
Я был бы крайне раздосадован коробкой, которая будет как новогодняя елка висеть над входной дверью и радовать меня задорными светодиодами(да еще с большой долей вероятности покрывать квартиру лишь частично).
Тут уже не первая статья, где описывается как здорово затащить абоненту гигабит по оптике. Причем слово оптика явно носит маркетинговый характер, т.к. для оконечного пользователя это несет лишь дополнительный гемморой, а плюсов собственно никаких.
Не знаю как там техники рассказывают. Наверное говорят о том, что нельзя в узел крутить. Ну потеряется там 2-3 дб и что? Запаса хватает. В крайнем случае придут поправят. Подключение происходит обычно как. Дом строиться или делают ремонт, кабель в дом завели. Клиент или сам уложил или наши техники уложили. Потом сигнал померяли, все норм значит запустилось. Нет, исправили. Вот второй вариант даже не припомню. А с квартирами еще проще. Там редко бывает когда надо 10 углов пройти.
Нам все равно куда вешать, клиент сам решает. Я говорил о том, что 80% людей сами решают вешать возле двери.
Да ладно вам )))) Я понимаю есть у людей квартиры по 200 метров, но наверное не у всех? )) А в остальных случаях современные роутеры почти всегда покрывают почти всю квартиру. В частных домах да, там надо выбирать куда поставить. Но опять же скажу по своим клиентам чаще выбирают поставить второй роутер и даже третий если дом большой.
Мы тянем гепон. У нас витая это страшный сон монтажника. Но я не агитирую за него, это сугубо наш выбор. Для нас это совсем не маркетинг.
В домах современных планировок есть достаточно места в этажном плане - типа телеком-ниши, и под кобели снизу-вверх там точно место есть, и электро найти можно. Поэтому оптику до этажа - далее витая пара в хатки. Клиентские дивайсы типа гепон вполне войдут, тем более что в таких домах на этаже не 100 квартир, 2-3, всё входит.
Везет вам :) У нас тут домов новых планировок еще лет 30 наверное не будет. Все, что строиться это вариации панелек и чуть улучшенных хрущевок
У нас новые застройщики именно новые проекты строят, даже в старом центре. Но и понятно, что воздушку в 17этажку никто не потянет, неоткуда. НО - ибо эти 17шки в центре гадят и опсосам, перекрывая сектора. А куда войдут опсосы - туда и другие просочатся. Не знаю, где у вас, но у нас новые застройщики хоть и прогорают, но строят в новом стиле. В новых домах мы и на такое натыкались. Хозяин хатки - "а дайте мне инет их подвала, я и кобель сам затащил уже оттуда"... Кобель - от ктв, где он его нашел - сэкономленный кем-то видимо.