Территориальные подразделения ЦБ рассылают запросы банкам, которые должны проинформировать регулятора о результатах работы по внедрению процесса сбора биометрических данных. За 4 месяца с начала сбора биометрии фактическая готовность (по количеству оборудованных банковских отделений) вынуждает сомневаться в реальности достижения контрольного показателя - к 1 января 2019 года не менее 20% отделений в каждом уполномоченном банке должны иметь техническую возможность осуществлять первичную идентификацию.
Процедура является бесплатной и добровольной, выполняется только с согласия клиента (в письменном виде, срок действия согласия - максимум 50 лет). В уполномоченном банке (список на сайте Банка России) биометрические персональные данные (изображение лица и образец голоса) внесут в Единую биометрическую систему (ЕБС). В дальнейшем через механизм удалённой идентификации можно будет в любом банке пользоваться финансовыми услугами в дистанционном режиме.
По информации Центрального Банка, в середине этого года сбор биометрических данных осуществлялся в 400 банковских офисах в 140 городах России. Удалённую биометрическую идентификацию, опередив других, реализовали в "Почта банке" и в Совкомбанке, немного позже - в банке "Тинькофф", в "Альфа банке" и Газпромбанке. В начале октября Сбербанк объявил о запуске "функционала сбора согласий на обработку биометрических персональных данных в мобильном приложении "Сбербанк Онлайн"".
8 октября на сайте Центрального Банка опубликована карта точек банковского обслуживания, где можно сдать биометрические данные
Но пока банки масштабами внедрения новой услуги не впечатляют даже в столице. Например, на сайте ЦБ сообщается, что в Москве в АКБ "Абсолют Банк", АО "Альфа-Банк", в АО "Банк Русский стандарт", АО "Райффайзен Банк", в "Банк ВТБ", ПАО "Промсвязьбанк" и в ПАО "МТС-Банк" подготовлен и работает всего только один офис, где есть оборудование для сбора биометрии. По этому показателю лидирует ПАО "Росбанк": в списке 13 адресов пунктов банковского обслуживания.
Ассоциация банков России (АБР) и Ассоциация российских банков (АРБ) предлагали Центральному Банку отказаться от политики "планового" внедрения в банках сбора биометрической информация, так как создание инфраструктуры затратно, а спрос на эту новую услугу трудно прогнозировать. Однако регулятор не намерен что-либо менять и будет требовать достижения цели в намеченные сроки*. По мнению ЦБ, если пустить всё на самотёк, то жители в отдалённых или в малонаселённых пунктах на долгие годы останутся без возможности банковского дистанционного обслуживания.
По информации Совкомбанка, в целом на всей территории России банки за четыре месяца собрали около трёх тысяч наборов биометрических данных. Можно предположить, что в настоящее время внесены в ЕБС данные сотрудников банков (надо же как-то отчитываться о внедрении) и данные "пионеров". Оператором Единой биометрической системы является "Ростелеком".
В Центральном Банке считают, что банки будут более активно заниматься сбором биометрических данных, если к ним применить административные меры: впереди проверки, штрафы и т.п. методы воздействия. То, что у людей нет практической потребности и нет желания отдать государству свои биометрические данные, ЦБ не волнует.
-----------
* До конца 2019 года во всех структурных подразделениях уполномоченных банков должна быть доступна услуга первичной идентификации.